Письменный столТамара Борисова"В тёмной комнате две пары глаз..."(автокоммуникация как семиотическая проблема)(Продолжение)
Вернуться к первой странице
Закачать весь текст в формате zip (90 кб)
Получить весь текст по электронной почтеЖгут седьмой. МНЕ С КАЖДЫМ ДНЁМ ДЫШАТЬ ВСЁ ТЯЖЕЛЕЕ, или ДО ЧЕГО ЖЕ Я УСТАЛ - САМ СЕБЯ ЗАКОЛЕБАЛ
(в первом случае Осип Мандельштам,
во втором - одна из эстрадных "дурочек")
Первое, что я замечаю на дне своего "огромного омута": большинство моих собеседников - мертвы... Потому что мир текста (конечно же, прав Сергей Зенкин, имя этому бездонному омуту - бесконечно богатый смыслами Текст!) - это прежде всего царство теней.
Но здесь душа моя вступает,
Как Персефона, в лёгкий круг;
И в царстве мёртвых не бывает
Прелестных, загорелых рук...
Этот "лёгкий круг", "хоровод теней" образован душами великих поэтов, мыслителей, художников, музыкантов многих эпох...
"Уж сколько их упало в эту бездну, разверзтую вдали"...
И "моя" автокоммуникация (учитывая всё ранее сказанное об амбивалентности адресантов и адресатов в коммуникативном акте любого типа, условимся, что есть всё же некая - не вполне выясненная - "данность", называемая "Я") заключается в том, что - в отсутствие адекватного общения с живыми (о причинах - потом!) сознание оказывается буквально перенаселённым великими мёртвыми. Это огромная "коммунальная квартира", на первый взгляд кажущаяся беспроблемным симбиозом: я управляю ими как хочу - и они, покорные моим "орудийным приказам", являются тотчас, как Сивка-Бурка, вещая каурка: "стань передо мной, как лист перед травой!". Они являются тут же и, послушные, тихие, но не безмолвные, вступают со мной в диалог...
В свою очередь, они "ведут меня по жизни", подсказывая ласково: "а вот сюда уже не ходи, я там был, мёд-пиво пил... не понравилось мне!": Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор всё как будто больна. (1)
Или, наоборот, говорят: "вот туда, в эту комнату, можешь заглянуть. Не бери только ничего в руки - запачкаешься!":Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся - но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там. (2)
..............................
Ночи без любимого - и ночи
С нелюбимым, и большие звёзды
Над горячей головой, и руки,
Простирающиеся к Тому -
Кто от века не был - и не будет,
Кто не может быть - и должен быть...
И слеза ребёнка по герою,
И слеза героя по ребёнку,
И большие каменные горы
На груди того, кто должен - вниз...
Знаю всё, что было, всё, что будет,
Знаю всю глухонемую тайну,
Что на тёмном, на косноязычном
Языке людском зовётся - Жизнь. (3)
В минуты плача моего ласково гладят по голове и утешают: "ничего, потерпи, все там будем.... мы-то уже тут, и ничего, не пропали...":Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья! (4)
.................................................
И ещё набухнут почки,
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!
И с бессмысленной улыбкой
Вспять глядишь, жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкий,
На следы своих же лап. (5)
В минуты радости - взгляды свои прячут, отворачиваются, чтобы собачий восторг мне не сбить, - но я ведь замечаю это их смущение краешком сознания и... останавливаю радостное нарезание кругов с ботинком в зубах:Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь - как раз умрём... (6)
Предательство войдёт ласковым ножом в сердце - тут как тут они опять, мои преданные (но не предающие) "сивки-бурки, вещие каурки", с утешением великим:Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило. (7)
......................
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь - начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь. (8)
Но пора и назвать их (а то вдруг кто из читателей не догадался), сначала "корифеев", являвшихся "на свист" "сивками" да "бурками", а потом и всех участников "хора".
"Корифеи и корифейки": Анна Ахматова (1), Александр Пушкин (2, 4, 6, 7), Марина Цветаева (3), Осип Мандельштам (5), Александр Блок (8)...
А вот и "хоры слабые теней" - более полная "версия" (а раньше была как бы "демо"). В литературе: Мандельштам, Пушкин, Гоголь, Чернышевский, Чехов, Блок, Ахматова, Цветаева, Анненский, Пастернак, Хлебников, Заболоцкий, Олейников, Хармс, Арсений Тарковский, Державин, Ломоносов, Вяземский, Апухтин, Батюшков, Грибоедов, Жуковский, Некрасов, Гончаров, Лесков, Владимир Одоевский, Александр Островский, Писемский, Прутков, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Вересаев, Горький, Дорошевич, Ардов, Зощенко, Мариенгоф, Саша Чёрный, Булгаков, Шварц, Сельвинский, Бунин, Коровин, Сигизмунд Кржижановский, Радищев, Фонвизин, Паустовский, древнерусская литература, "Слово о полку Игореве" - просто "Слово" и в переводе Заболоцкого, Коцюбинский, Нечуй-Левицкий, Остап Вишня, Яцкив, Зеров, Шевченко, Леся Украинка, Стефаник, Бажан, Рыльский, Тычина, Сосюра, Мирный, Семенко, Антоненко-Давидович; в музыке: Моцарт, Бах, Гендель, Пёрселл, Рамо, Винченцо Беллини, Боккерини, Россини, Альбинони, Корелли, Виотти, Каччини, Перголези, Скарлатти, Гальярдо, Куперен, Люлли, Джеминиани, Бёрд, Локателли, Телеман(н), Доницетти, Верди, Вивальди, Глинка, Фомин, Березовский, Бортнянский, Шостакович, Рахманинов, Бриттен, Шёнберг, Брамс, Сати; в живописи: Чайльд Хассам (Чайлд Хэссэм), Фредерик Карл Фризеке, Уильям Меррит Чейз, Хогарт, Федотов, Древний Египет, Китай, Япония, древнерусская книжная миниатюра, персидская миниатюра, лубочная живопись всех народов, "малые голландцы", наивная живопись (Руссо, Примаченко, Генералич, Пиросмана(и)швили, Эдвард Хикс), Клее, примитивная народная икона; Россетти, Берн Джонс, Симоне Мартини, Дуччо ди Буонинсенья, Дюрер, Кранах, Брейгель Старший, Вермеер, Босх, Джованни Беллини, Хокусай, Хиросиге, Поленов, Гольбейн, Кустодиев, Добужинский, Модильяни, Ван Гог, Гоген, Матисс, Дега, Тулуз-Лотрек, Сезанн, Пикассо, Брак, Сёра, Писсарро, Климт, Терборх, Мане, Моне, Ренуар, Коро, Фрагонар, Кандинский, Нарбут, Альберт Мур, Сэр Лоренс Альма-Тадема, Гейнсборо, Фёдор Толстой, Шарден, Боннар, Ватто, Пуссен, Тициан, Сомов, Врубель, Ван Дейк, Ван Эйк, Бакст, Гойя, Леонардо да Винчи, Нестеров, Петров-Водкин, Шагал, Малевич, модернисты и постмодернисты всех мастей; в кино: Бунюэль, Эйзенштейн, Андрей Тарковский, Вертов, Параджанов, Ромм, Жак Тати, Бергман, Висконти, Хичкок, Феллини, Кеслёвский, Уайлдер, Чаплин, Куросава, Алан Рудольф... В науке: Лотман, Бахтин, Лидия Гинзбург, Тынянов, Реформатский, Якобсон, Потебня, Соссюр, Леви-Стросс, Лурия, Выготский, Козинцев, Эйзенштейн... Мандельштам (sic!), Флоренский, Розанов (sic!), Вернадский, Циолковский, Пропп, Фрейд, Веселовский, А.Лосев, Эйхенбаум, Вайнрайх (Вейнрейх), Вит(т)генштейн, Поливанов, Бенвенист, Греймас, Карцевский, Сепир, Уорф, Соломия Павлычко, Галина Васильевна Степанова...
А сколько ещё (к великому счастью) ныне здравствующих учёных, писателей, поэтов, художников, знакомых лично и не знакомых, всем своим существом близких или отдельными мыслями/произведениями, незримо присутствует в моём сознании... А сколько ушедших в "милые тени" родных, друзей, знакомых, не подпадающих ни под одну из "вышеперечисленных категорий"! Как, например, моя бабушка, Жмаева Мария Ивановна, в девичестве Попова, - человек чрезвычайной лингвистической одарённости, несмотря на то, что ходила в школу всего три осени - всякий раз до наступления холодов и до окончательного поступления в няньки девяти лет от роду (а "первое поступление" случилось в семь лет)... Это был неисчерпаемый кладезь всяческих остроумных речений, пословиц и поговорок, сказок и присказок, убийственно точных характеристик... Если подсчитать удельный вес её "словарного присутствия" в моём сознании - никакой Мандельштам не сравнится... "Как тот говорил: "жизнь - она шшакотливая!.." "Правильно собачка какает, да неправильно кладёт" [посреди дороги]. "Дай бог всё знать, да не всё делать"... "И вроде не дурак, но и умные не такие"... "У маленького человечка [ребёнка] весь ум в кучечку собран - вот ему и хватает на всё тело. А этот телом вырос, а умом нет - вот весь-то ум у него по большому телу и распределился, на всё не хватает"... "Жалко тебе давать - не давай вовсе. А решил дать - людям надо отдать лучшее, а себе оставить что похуже"... "Образование без воспитания"... "Лучше недоученный, чем переученный"... "Слабая да беззащитная - еле от десятерых отгавкалась"... "Мамушка, а где же наш батюшка? - О, ваш отец теперь алигент: в парикмахерскую бриться поехал..."... "Понял, Ванюшка? - Понял, батюшка! - А что ж ты понял, Ванюшка? - А ничего, батюшка..."... "Курский соловей: встретились курянин и запорожец. Курянин и спрашивает: - У вас какой соловейчик? - У нас маленький, как воробейчик... - О, а у нас-то соловьишша: сам чёрнишшай, нос у него длиннишшай, как сяде на дерево, как запоеть: "Кар-р-р-ррр!"..."Не по хорошему мил, а по милу хорош"... "Удивляюсь я: до чего же умные люди в правительстве сидят! Ну так всё умеют продумать, чтобы любой закон только во вред народу шёл..."... "Всякая власть хорошая - пока она тебя не трогает"... . "Не бей мово Кирюху!", "Это тебе не соль нужна, это тебе мой Фёдый нужен!...", "Кума, скажи мне, а я - вот те крест - никому не скажу... кроме базара!"... "Умница: на дворе задумается, а..."...
Я список кораблей прочёл до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся... -
а ведь не до середины вовсе "списочек"-то я вам представила... И тысячной части всего не будет... При всей филологической изощрённости - не дано простому смертному "эксплицировать" всё содержание своей памяти и сознания, "вспомнить всех поимённо". А если ещё учесть, что по мере приближения к зрелости человек меняет предпочтения, а главное - начинает потихоньку выполнять рекомендации Достоевского-Фёдор-Михалыча: "широк человек - сузить надо"...
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи, -
На головах царей божественная пена, -
Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море чёрное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915
ч... с... ш... чш-ш-ш... тс-с-с...
Потому что ведь есть ещё и Библия (как чудовищно-прекрасный, великий и ужасный супермегатекст всех мыслимых и немыслимых текстов), есть и умопостигаемо-непостигаемый фатический вопрос покруче всех гамлетовских, вместе взятых: "который час? - половина седьмого"...
Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне - и чем я виноват,
Что слабых звёзд я осязаю млечность?
И Батюшкова мне противна спесь:
Который час? Его спросили здесь,
А он ответил любопытным: вечность.
1912
"Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне - дна"...
Ведь есть ещё безымянные "чужие слова", потерявшие своих авторов где-то "на пыльных тропинках далёких планет" моей памяти (ведь кому-то же надо попадать в безымянные жертвы? не могут же абсолютно все стоять на авансцене сознания и не могут, заламывая руки, петь в ярких лучах софитов: "Ты вернёшься на зелёные луга..." - всем места не хватит на этом празднике жизни!).
Есть цитаты "с именем": "и ветер уносит шум листьев и праздников" (Арагон), "у нас осень, дождик шумит, ветер шумит, лес шумит - шумно, а скучно" (Пушкин - Плетнёву), "Время - мельница с крылом Опускает за селом Месяц маятником в рожь Лить часов незримый дождь. Время - мельница с крылом. Этот дождик с сонмом стрел В тучах дом мой завертел, Синий подкосил цветок, Золотой примял песок..." (Есенин), "В Ялте чудесная погода, только ни к селу, ни к городу вот уже два дня идёт дождь, стало грязно и приходится надевать калоши. По стенам от сырости ползают сколопендры, в саду прыгают жабы и молодые крокодилы" (Чехов - Книппер), "Как эта глупая луна на этом глупом небосклоне", "На свете счастья нет, но есть покой и воля", "Что в имени тебе моём? Оно умрёт, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный, Как звук ночной в лесу глухом... Оно на памятном листке Оставит мёртвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Но в день печали, в тишине Произнеси его, тоскуя, Скажи - есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я" (Пушкин, кто ж ещё?), "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь", "Шёл в комнату - попал в другую..", "Собрать бы книги все да сжечь", "Нельзя ли для прогулок..." ("отгадайте!"), "Когда судьба по следу шла за нами, Как сумасшедший с бритвою в руке" (Тарковский), "Входите все. Во внутренних покоях Завета нет", "В голубой далёкой спаленке Твой ребёнок опочил. Тихо вылез карлик маленький И часы остановил", "Барка жизни встала На большой мели", "Они давно меня томили...", "Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь - который раз?" (всё Блок), "Если у тебя есть фонтан... - если на клетке со слоном увидишь надпись буйвол... - бди! - гони её хоть в дверь..." (Прутков), "Я научился вам, блаженные слова: Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита", "А мог бы жизнь просвистать скворцом, Заесть ореховым пирогом, да, видно, нельзя никак... ", "Жизнь упала, как зарница, Как в стакан воды ресница. Изолгавшись на корню, Никого я не виню... ", "Ты красок себе пожелала - И выхватил лапой своей Рисующий лев из пенала С полдюжины карандашей ", "Я пью за военные астры, за всё, чем корили меня, За барскую шубу, за астму, за желчь петербургского дня. За музыку сосен савойских, Полей Елисейских бензин, За розу в кабине рольс-ройса и масло парижских картин..." (Мандельштам, ах, конечно же, Мандельштам...)...
Есть и вовсе неясные тени - что-то там глухо ворочается в темноте сознания: "И медленный день, как в соломе проснувшийся вол, На стогнах, шершавых от долгого сна, шевелится"...
А есть ещё и очаровательно-непревзойдённые тексты эстрадно-рублёвских "дурочек", и бесхитростные Николки (об этом - дальше) - рекламные слованчики, и бесконечная видеопродукция по TV, и просто шутки прохожих на улице...
... Например, по поводу зимнего одеяния моего Оськи. Однажды улыбнулась мне редкая удача. Каждому исследователю знаком тот сладостный момент, когда он долго бьётся-бьётся над какой-нибудь проблемой - ну никак! И вдруг - всегда абсолютно неожиданно! яркой вспышкой-озарением! подарком судьбы! - приходит решение... Вот так и со мной было. У такс ведь нет подшёрстка, и они мёрзнут даже в квартире (ну, дома этот вопрос решается легко: шасть под одеяло - и ноу проблэм!). А с наступлением холодов этот же самый вопрос на улице встаёт ребром. И вот, мучимая проблемой - как связать или сшить Оське зимнюю одёжку (и после двух неудачных попыток создать собственную кустарную "модель": и вечно мне мешал некий орган, непоправимо закрываемый любым из изобретаемых вариантов, что приводило животное в состояние фрустрации, если не в полный ступор), - я зашла в "сэконд хэнд". Думаю, может, детский свитерок или комбинезончик какой приспособить? Перебираю сосредоточенно вязаные детские кофточки, брючки (может, из штанины чехол какой исхитриться пошить? - усиленно соображаю, активизируя все свои жалкие познания в области кройки и шитья). Как вдруг слышу странный диалог двух женщин:
- Что это такое?
- Шапка, наверное?
- А зачем тогда отверстия, для глаз, что ли?
- А может, это "хомут" такой - хочешь, на голову надевай, хочешь - на шею?
- А зачем тогда петли? И опять же отверстия?
Подхожу, заинтересовавшись, и - о чудо - вижу, что вот оно, долгожданное решение моей мучительной проблемы!
"Эврика!" - вскричала радостно я. - Да ведь это одёжка для моей таксы!" А женщины, потрясённо: "Вот чёртовы капиталисты... Даже для собак одежду придумали! Причём по породам... Вот уже с жиру бесятся... У нас и для людей такого сервиса не найдёшь...". (Думаю себе, критикуйте-критикуйте, а уж я как довольна этими "проклятыми капиталистами", столь блистательно разрешившими мой неразрешимый гамлетовский вопрос, - прямо всех бы их так и расцеловала за этот "чехольчик", а особенно прочувствованно - милого хозяина той сердобольной таксы, которая передала свой считай новенький костюмчик (ну, может, разочек-то и надела всего) моему Осюше в "сэконд лапы" из заморских своих-то далей...).
Копеек шестьдесят (трояк российскими) заплатила (на вес) за чудесную фирменную вещь: чистая шерсть, Китай (всё чин чинарём, с "лейблом" даже: "Made in China"). Вязаный зелёный воротничок, вязаные зелёненькие рукавчики для передних лап, а петли - для задних, чтобы свобода для отправления нужд всяческих была... Никакой орган не лишний, всё предусмотрено. А главное - "мексиканская" такая расцветочка в основной части одеяния: яркие, разноцветные ромбы-звёзды: белые, жёлтые, красные, черные - короче, "вырвиглаз"!
И вот мы в холодное время года выходим с Оськой на улицы родного города с двумя целями - справить нужды свои разнообразные и одновременно поднять народонаселению настроение...
Разные, конечно, бывают реакции. Некоторые люди, завидев ещё издали этот сияющий разноцветными звёздами коротколапый баульчик с важно покачивающимся парадно поднятым хвостом, сгибаются пополам от хохота на расстоянии 5-10 метров от нас... Другие только сдержанно улыбаются (в лицо), а сгибаются уже потом, за нашей спиной (такие просто тактичные люди). Третьи же попадаются настолько бывалые, что оказываются в состоянии ещё и комментировать... То предлагают мне на коньки становиться или в санки Оську запрягать (да зачем мне все эти глупые приспособления? - я и так прекрасно еду себе в ботинках, влекомая по гололёду или утоптанному снегу маленькой, но сильной собачкой - мускулы у них такие мощные, по породе: они вдвоём-втроём барсука могут в норе завалить - а мне с барсуком не тягаться...). То укоряют за недоукомплектованность собаки сапогами, шапкой и перчатками. То требуют себе со скандалом "такой же точно свитерок" (девочка лет пяти - с требованием к своей матери при виде Оськиного "свитерка"). А то и задумываются над экзистенциальными глубинами (мужик лет шестидесяти: "И шо, вы пид оцэ спэциально собаку пидбыралы?" ["И что, вы под это специально собаку подбирали?"]).
(Да не забыла я, не забыла! Помню, просто некуда пока было "засунуть" объяснение непонятных слов. Фрустрация - "негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей" - "Словарь психических терминов", сетевая версия; ступор - от лат. оцепенелость, неподвижность, состояние обездвиженности и молчания; симптом психических болезней. Больной не реагирует ни на происходящее вокруг, ни на боль, не отвечает на вопросы, отказывается от еды, застывает в одной позе" - Большая советская энциклопедия, тоже сетевая версия).
Вот потому весь этот "беспроблемный симбиоз" на деле оборачивается интертекстуальной катастрофой: чужие слова, накапливаясь, выталкивают из тебя "исходную" личность. Они парализуют твоё собственное творчество, ибо ими - "хорами теней" - уже не только всё сказано, прочувствовано и пережито... Они заведомо знают всё, что ты захочешь сказать, да что там сказать, на это время нужно, - а только помыслишь подумать, - ведь контакт с душами ушедших в иные миры происходит непосредственно, без "медиумов" и "медиаторов"... Зачем ещё что-то там корябать по бумаге, по клаве стучать, на сервер файлы пересылать, сабжи и мессаги мылить - стоит только извилинами шевельнуть чуток, крохотный нейрончик активизировать - и сигнал мгновенно дошёл до всей "группы адресатов"... И даже адресок заветный - "на деревню дедушке" - писать нигде не надо, письмишко-то само уходит, ввинчиваясь в небеса, и сразу попадает куда следует...
И потому, вступая в коммуникативные акты с живыми, отказываясь от фатики (в поисках референта; да и те, кто привык слушать высококачественные фонозаписи шедевров... тут я было разлетелась по привычке в отступление, да вовремя спохватилась, что не выбраться мне из этого бесконечного плетева, потому вынесла в примечание, которое поместила, щадя читателей, не в конец статьи, а туточки, поблизости...), привыкнув к глубинному полноценному общению с мёртвыми, ты оказываешься в положении той самой глубоководной рыбы, вытащенной на сушу и разрываемой "разницей давлений" между предлагаемой фатичностью ситуации и множественностью референциально соотнесённых "амбивалентных", "поливалентных" и просто "валентных" внутренних смыслов...
[Вот оно, недописанное отступление: ... те, кто привык слушать высококачественные фонозаписи шедевров, поймут меня, мучительно вжимающуюся в зрительское кресло при попытках какой-нибудь живой Виолетты или Азучены-Имоджены-Памины вскарабкаться туда, куда - я знаю - ей никогда не вскарабкаться без "подпихивания под зад" хотя бы партнёром - это если партнёр оказывается сильным... и не спасает даже наслаждение "живой" музыкой, когда вместо того, чтобы безбоязненно парить вместе с солисткой над "безднами", приходится то и дело мысленно-эмоционально-сопереживательно страховать бедняжку своими внутренними "верёвками", и бояться вместе с ней очередного "подъёма", и вместе же больно шмякаться одновременно и той частью тела, на которой обычно сидят в кресле, и ушами о дно глубокой пропасти, отделяющей милую реальную певицу от какой-нибудь виртуальной "фонозаписевой" Мерилин Хорн, Беверли Силлз, Ренаты Скотто, Джесси Норман, Джоан Сазерленд, Марии Каллас, Монтсеррат Кабалье и прочих "нереальных" "божественных", "царственных", "несравненных"... Или в случае с шедеврами живописи: согласитесь, что гораздо безопаснее - себе "дешевле" - рассматривать высококачественные репродукции из наиболее полно и со вкусом составленных альбомов, чем при встрече с дышащим "живой аурой" произведением - стоя перед ним на гудящих ногах, иногда обутых в приводящие в состояние фрустрации или ступора тапки - нет, та-а-апищи!.. - ощущать за спиной взгляд грозной пифии, Медузы Горгоны Смотрительницы, готовой оперативно расстроить все твои самые чудовищные планы - например, если ты замыслишь в порыве эстетического исступления кинуться с ножом или кислотой на какой-нибудь беззащитный шедевр... Ибо кроме неё защитить шедевр грудью некому - эти творцы такие беспечные: "А Матисс и Ван Гог Распивали грог, Светотени свои плели..." - как совершенно правильно поётся в одной дурочкино-рублёвской песенке. Ведь пока они там наплетут свои светотени - тут бог знает что содеяться может... А на остальных творцов так и вовсе никакой надежды: эти-то хоть ещё хорошо устроились, плетут светотени в полное себе удовольствие, да ещё и грогом пробавляются... А другим вообще не до жиру, быть бы живу: "Пикассо и Дали Были на мели, Продавали свои холсты..." Где уж тут за порядком уследить?].
И вот вместо того, чтобы легко и грациозно перебежать по джонкам через всю ширину смысловой реки, ты вдруг тормозишь и начинаешь тщательно выбирать для следующего прыжка самую крупную или близко расположенную джонку, а тебя подхватывает и начинает глупо вертеть вокруг твоей собственной оси течение, и ты, беспомощно или даже затравленно озираясь, пытаешься найти-вспомнить ту заветную джонку, на которой удастся как можно скорее "спастись бегством" - вернуться на свой берег и затаиться там глубоко в родном иле:"Вообразите нечто понятое, схваченное, вырванное из мрака, на языке, добровольно и охотно забытом тотчас после того, как совершился проясняющий акт понимания-исполнения...
В поэзии важно только исполняющее понимание - отнюдь не пассивное, не воспроизводящее и не пересказывающее. Семантическая удовлетворённость равна чувству исполненного приказа.
Смысловые волны-сигналы исчезают, исполнив свою работу: чем они сильнее, тем уступчивее, тем менее склонны задерживаться.
Иначе неизбежен долбёж, вколачиванье готовых гвоздей, именуемых "культурно-поэтическими" образами.
Внешняя, поясняющая образность несовместима с орудийностью.
Качество поэзии определяется быстротой и решимостью, с которой она внедряет свои исполнительские замыслы-приказы в безорудийную, словарную, чисто количественную природу словообразования. Надо перебежать через всю ширину реки, загромождённой подвижными и разноустремлёнными китайскими джонками, - так создаётся смысл поэтической речи [и смысл автокоммуникации - Т.Б.]. Его, как маршрут, нельзя восстановить при помощи опроса лодочников: они не расскажут, как и почему мы перепрыгивали с джонки на джонку"
(выделено мной - Т.Б.) [19, с. 215].
И потому отныне прямая твоя дорожка - с противоположного берега (от живого адресата) - к просто "положному" берегу (к себе, адресанту): из фено-текста в гено-текст...
По языковой "железной" логике (то есть грамматической) - с противоположного берега на заположный, то есть запредельный. "Обратно в крепь родник журчит Цепочкой, пеночкой и речью"...
(Простите, увлеклась. Объясняю чужими словами: "фено-текст, по Кристевой, есть готовый, твёрдый, иерархически организованный, структурированный семиотический продукт, обладающий вполне устойчивым смыслом. "Фено-тексты" - это реально существующие фразы естественного языка, это различные типы дискурса, это любые словесные произведения, воплощающие определённую субъективную интенцию и выполняющие инструментальную функцию: они предназначены для прямого воздействия на партнёров по коммуникации. Структурная семиотика как раз и занимается формализацией, классификацией и т.п. систем, образованных фено-текстами. Фено-текст, однако, - это всего лишь авансцена семиотического объекта; за ним скрывается "вторая сцена", где происходит интенсивная семиотическая работа по производству фено-текстового смысла. Эту "вторую сцену" Ю.Кристева и назвала гено-текстом. Гено-текст - это суверенное царство "различения", где нет центра и периферии, нет субъектности, нет коммуникативного задания; это неструктурированная смысловая множественность, обретающая структурную упорядоченность лишь на уровне фено-текста, это своеобразный "культурный раствор", кристаллизирующийся в фено-тексте. Бартовское понятие "произведение" в целом соответствует "фено-тексту" у Кристевой, а "текст" - кристевскому "гено-тексту" [13, с. 38]).
Так что же делать? Куда ж нам плыть?
Жгут восьмой. И НЕ ОСПОРИВАЙ ГЛУПЦА...
Библиографическая справка
Читать следующую страницу
Закачать весь текст в формате zip (90 кб)
Получить весь текст по электронной почте