Post-Sемиотика

Учебно-справочно-научный портал по семиотике
"Хлеба, серебряные рыбы, Плоды и овощи простые..." (Осип Мандельштам)
Парадная дверь * Наведите курсор мышки на ссылку - всплывёт её описание
При оформлении всех страниц портала использованы элементы египетской фрески "Сцена охоты в Нильских зарослях">>>.

Письменный стол

Тамара Борисова

"В тёмной комнате две пары глаз..."

(автокоммуникация как семиотическая проблема)

(Продолжение)
Вернуться к первой странице
Закачать весь текст в формате zip (90 кб)
Получить весь текст по электронной почте

Жгут восьмой. И НЕ ОСПОРИВАЙ ГЛУПЦА...

(А.С.Пушкин)

 

"... безоружность искусства в отношении людской молвы представляет из себя печальное наследство его гордости: ах, я выше того, я считаюсь только с мнением умных! Но эта фикция абсурдна, а истина является как раз истиной трудной и трагической, состоящей в том, что суждение глупца также кое-что значит, также нас формирует, отделывая нас и снаружи и изнутри, ведя за собой далеко идущие последствия практического и житейского свойства" (Гомбрович В. Из "Дневника").

И здесь Гомбрович абсолютно прав! (Он и вообще абсолютно прав, но об этом как-нибудь отдельно).

Настала пора наконец "разобраться по понятиям" с членами известной мандельштамовской "триады":

"Читателя! советчика! врача!
На лестнице колючей разговора б!"

Итак, кто там у нас на очереди первый?

Читатель?

А "кто таков" он будет, "из каковских"? Кто он, сей мифический "читатель"? Что за "адресат"?

Господа "адресанты"! Пусть первым из вас бросит в меня камень тот, кто хоть раз видел своими глазами это ускользающее нечто - чита-а-а-теля...

Чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лаяй...
("Тилемахида". Том II, кн. ХVIII, стих 514).

А может быть, вы думаете, что те, кто пишет вам так называемые "читательские письма", - это ваши читатели? Не-е-ет, читатели не пишут, читатели читают, а пишут письма - писатели... Или вы думаете, что количество сетевых читателей определяется показателями счётчиков? Не-е-ет... Ибо тогда (согласно этому постулату) мой личный абсолютный "хит" - статью "Анализ "Грифельной оды" О.Мандельштама" - нужно объяснять наличием глубочайшего и острейшего интереса обширнейшей аудитории к этому самому "тёмному" стихотворению одного из самых "сложных" поэтов ХХ столетия... Да "ларчик просто открывался": 90 % читательской аудитории этой статьи - всего-навсего "искатели рефератов"... Зуб даю!

Советчик?

Да полноте лукавить, господа творцы-поэты! Это вам-то нужен чей-то совет "типа" описанного С.Михалковым: "Ну, что же, - начал Крокодил, - Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." "Что Нила нет, в том нет большой беды! - Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?" "Позвольте! - удивился Крот. - Есть кое-что важней, чем лёд! Забыл художник огород". "Хрю-хрю, - заметила Свинья, - Картина удалась, друзья! Но с точки зренья нас, Свиней, Должны быть жёлуди на ней". Все пожеланья принял Слон. Опять за краски взялся он И всем друзьям по мере сил Слоновьей кистью угодил, Изобразив снега, и лёд, И Нил, и дуб, и огород, И даже мёд! (На случай, если вдруг Медведь Придёт картину посмотреть...) Картина у Слона готова, Друзей созвал художник снова. Взглянули гости на пейзаж И прошептали: "Ералаш!" ?

Да я не знаю большего диктатора, чем "творец" [о коих не сужу, засим, что...], то есть (чтобы избежать обвинений в нескромности) "нечто сотворяющий, создающий": абсолютно нетерпимый к чужим мнениям, оценкам и советам (не по части "толерантного" выслушивания советов, а по части "выполнения рекомендаций", ибо на деле оказывается, что "Васька слушает да ест")...

Достаточно взглянуть на любого творца, пришедшего к власти, занявшего должность в некой сфере своей компетенции, чтобы увидеть "невооружённым глазом", как идёт перетягивание одеяла на себя, на свой "профессиональный подвид", как начинают учитываться интересы своего клана, своего учреждения (из которого выпорхнул новоиспечённый "облечённый") или - наоборот - как последовательно осуществляется сладостная месть по отношению к прежним "притеснителям таланта" ("миг вожделенный настал" - "и аз воздам")...

Ведь недаром же Станиславскому приписывают (а может, и не приписывают?) мудрые слова: "Актёры - это дети. Сукины дети"...

Так что и здесь - оставим праздные забавы...

Ну и, наконец, фигура врача.

Во-первых, по остроумному замечанию Анны Беликович, "реанимация у нас, конечно, хорошо поставлена, а вот всё остальное...".

А во-вторых, реанимацию ещё заслужить надо...

(Анекдот:

Медсестра везёт на каталке пациента, с головой накрытого простынёй. Неожиданно тот высовывается из-под простыни и заискивающим тоном спрашивает:
- Сестричка, куда вы меня везёте?
- В морг!
- Ой, сестричка, а может, не надо сразу в морг, может, попробуем сначала в реанимацию?
- Больной! Не занимайтесь самолечением! Сказано в морг - значит, в морг!!!
).

Ну и, стало быть, не будем заниматься "самолечением": надеяться на полноценный адекватный контакт с посторонним умным человеком не приходится. Чем умнее и талантливее человек, чем более творческой личностью он является, тем менее он склонен предаваться "непозволительной роскоши человеческого общения": у него есть накатанный и безопасный путь милой фатики с родственниками, членами семьи, собаками и кошками, а также с наименее омерзительными знакомыми, "коллегами по творческому цеху" и т.п.

Всякую же умную мысль он стремится, подобно запасливому хлестаковскому слуге Осипу (что там у вас? верёвочка? давайте сюда и верёвочку...), тут же "употребить в дело": "привязать" её к статеечке, монографийке - или даже "сплести" из этой "верёвочки" целую статью или книгу...

Вот потому наиболее вероятностно-реальным оказывается автокоммуникативный акт в его второй "лотмановской" разновидности:

- Что ты там бормочешь себе под нос?
- С умным человеком разговариваю.
- С кем это?
- Сам с собой...

И вот здесь, в этом самом месте и по этому самому поводу, мне есть что вам сказать, дорогие мои читатели.

Жгут девятый. В ТВОИХ ГЛАЗАХ - НЕМОЙ ВОПРОС, В МОИХ ГЛАЗАХ - НЕМОЙ ОТВЕТ...

Библиографическая справка
Читать следующую страницу

Закачать весь текст в формате zip (90 кб)
Получить весь текст по электронной почте

 

 

 

 

 

 

Найти на сайтах semiotics.ru

Hosted by uCoz