Письменный столТамара Борисова"В тёмной комнате две пары глаз..."(автокоммуникация как семиотическая проблема)(Продолжение)
Вернуться к первой странице
Закачать весь текст в формате zip (90 кб)
Получить весь текст по электронной почтеЖгут шестой. В ТЁМНОЙ КОМНАТЕ ДВЕ ПАРЫ ГЛАЗ...
(текст эстрадной песни)
Вот и нашлось удобное местечко для того, чтобы объяснить первую часть названия моей статьи.
Извините, конечно, что так "рано", но уж когда пришлось... Законы построения текста суровы, и если он не захочет - ничего тебе в него в "неположенном месте" втиснуть не удастся...
А это всего лишь трикстерский парафраз, тень культурного героя, его брат-близнец... Эта безыскусная дурочкина песенка (текст которой хотя бы из чувства благодарности я помещаю полностью чуть ниже) - брат, точнее, сестра-близнец кибернетической теории "чёрного ящика".
Передоверю объяснение сути этой теории М.Ю.Лотману:"Я остановлюсь только на одном примере глубинного воздействия идей Канта на формирование парадигмы тартуского структурализма. Центральная его категория – "текст" - не может быть адекватно понята вне кантовской эпистемологии. Текст - это "вещь в себе" [напоминаю, что более позднее, уточнённое толкование этого кантовского выражения – "вещь сама по себе" – Т.Б.] (Ding an sich). Следует отметить, что кантовская "вещь в себе" была вообще важна для становления методологии кибернетических исследований в 1950 – нач. 1960-х гг. Для исследования сложной системы был выработан метод "чёрного ящика": мы знаем, что поступает на вход системы и что получается на её выходе, но мы принципиально не можем заглянуть к ней внутрь" (примечание М.Ю.Лотмана: ср., например, Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959 - Т.Б.)
[14 , с. 216-217].
А вот что по этому же поводу говорит наша "сестра":В тёмной комнате две пары глаз,
В тёмной комнате обрывки фраз,
В тёмной комнате сплетенье рук,
В тёмной комнате лишь сердца стук:
Стук, стук, стук.
Пробираясь в темноте,
Потихоньку, не спеша,
Прямо к северной звезде
Поднимается душа.
И засветится звезда:
Мои губы пригубя,
Ты найдёшь меня - когда
Я найду тебя.
Вот, значит, и программа наших действий очерчена, как всегда у эстрадных дурочек, ёмко, афористично, исчерпывающе - "из песни слова не выкинешь"... Ведь в чём состоит в данном случае моё преимущество? В том, что я именно в "тёмной комнате" и нахожусь! То бишь в ящике чёрном кибернетическом! И, несмотря на то, что там темно, всё же кое-что можно рассмотреть пристальным и - главное - заинтересованным взором... Ведь мне всё известно: и что на входе, и что внутри "ящика-комнаты", и что на вы... Впрочем, о выходе пока помолчим.
Итак, мне предстоит нырнуть в глубокий омут автокоммуникации этаким сталкером с грязным каким-то обрывком на шее и походить по её илистому дну, глядя "широко закрытыми глазами", а потом всплыть лёгкой соломинкой к милым своим читателям - и протянуть им на ладони чёрный жемчуг своих наблюдений...В огромном омуте прозрачно и темно,
И томное окно белеет.
А сердце - отчего так медленно оно
И так упорно тяжелеет?
То - всею тяжестью оно идет ко дну,
Соскучившись по милом иле,
То - как соломинка, минуя глубину,
Наверх всплывает без усилий.
С притворной нежностью у изголовья стой
И сам себя всю жизнь баюкай,
Как небылицею, своей томись тоской
И ласков будь с надменной скукой.
1910
Ну и, стало быть, благословясь... Ныряем! А жгут у нас в этот раз - "в аккурат" тот самый сталкерский грязный обрывок на шее. То ли бинтик, а то ли гоголевская "верёвочка" (лишь бы не "привет от Муму" - но это я ёрничаю от страха)... Ну, пошёл же, ради бога...
Жгут седьмой. МНЕ С КАЖДЫМ ДНЁМ ДЫШАТЬ ВСЁ ТЯЖЕЛЕЕ, или ДО ЧЕГО ЖЕ Я УСТАЛ - САМ СЕБЯ ЗАКОЛЕБАЛ
Библиографическая справка
Читать следующую страницу
Закачать весь текст в формате zip (90 кб)
Получить весь текст по электронной почте