Post-Sемиотика

Учебно-справочно-научный портал по семиотике
"Хлеба, серебряные рыбы, Плоды и овощи простые..." (Осип Мандельштам)
Парадная дверь * Наведите курсор мышки на ссылку – всплывёт её описание
При оформлении всех страниц портала использованы элементы египетской фрески "Сцена охоты в Нильских зарослях">>>.

Калитка в сад

Тамара Борисова

"Уроки неолита
и полноценной жизни..."

Премьерой рубрики "Калитка в сад" книга Владислава Зубца "Теченье нижнего Амура" стала не случайно.

Рубрика была задумана как возможность совершать "поэтические побеги" в наш семиотический сад - для уединённых размышлений. Сюда у-бегают, а не при-бегают, чтобы наскоро ухватить какой-нибудь кусок текста и снова помчаться к своим "опытам быстротекущей жизни": сдавать экзамен, курсовую, дипломную или реферат... Здесь не найти хорошенькой цитатки для статьи или диссертации, как не найти и какой-нибудь яркой новомодной теории, добротной концепции, которые также можно сразу употребить в дело...

Здесь просто сидят где-нибудь на скамейке на тенистой аллее сада - и думают о жизни.

"Так нет тебе того! Никто не строит душу. Никто не соответствует строительству природы... Отвык я от людей? Отвык быть рядом с ними и не иметь возможности освободить мозги. Очистить их от мусора таких вот разговоров и отойти куда-нибудь подальше. Тут только и поймёшь, сколько энергии - уходит на защитную реакцию. Какая глупость варится и как легко сломаться. Конечно, я вообще, не только о Кольчеме" (В. Зубец).

"Сидеть на мшистых глыбах полезно для здоровья, но глыбы слишком замкнуты на собственных проблемах".

"Да, там не жди гудка локомотива. Там, предположим, слишком всё классически. Не понимаю чем, но и пугаться нечего. Река и травы. Сопки эти лунные.

Наверно, надо долго так смотреть? Чтоб и в себе настала такая тишина. Такая - первозданная, целебная. Такая - без предвзятостей -

Кольчемская...".

"Возможно, я опять преувеличил. Но это поразительно красиво:

- Закат через багульники...

Я чувствую, что смертному - нельзя долго смотреть на лампу неолита.

Боюсь отстать -

- А то бы сразу умер? <...>

Меня преследует закат через багульники. Увидел и не умер -

- Значит, можно...".

"Когда меня возьмут иные горизонты..."

Они уже взяли его: автор не увидел своей книги, вышедшей в 2000-м году в издательстве "Дальнаука", и тем более не увидит этой электронной публикации. Он просто написал то, что должен был написать, и ушёл за горизонт. А книга стала жить, несмотря на свою очевидную обречённость: ну не читают читатели сочинений такого рода! Сам автор знал это:

"А между тем, тут были и севены!

Один из них запутанной дорогой

придет ко мне лет этак через десять -

бездомною и брошенной собачкой.

Растресканный, угрюмый -

- Без лица...

Ко мне, его не знавшему, случайному.

Чтоб сохраниться в книге,

такой неосновательной,

которую навряд ли прочитают".

Книга вышла тиражом 500 экземпляров, её разобрали мгновенно... и не прочитали, за исключением персонажей. Читатели "впадали в летаргию" - в этом успел убедиться автор, когда в периодике были опубликованы какие-то части написанного.

Наверное, она так бы и канула в Лету (по крайней мере, в "электронный мир" вряд ли попала бы), если бы не Анна Беликович, которую попросили написать рецензию. Сомневаюсь, что, окажись на её месте другой рецензент, судьба "Амура" сильно изменилась бы. Четыреста страниц мельчайшим шрифтом - кто ещё способен на такой подвиг: не поддаться искушению пролистать их быстрой профессиональной рукой и наскоро накатать дежурное: автор открывает перед нами чарующий поэтический мир... рисует... изображает... показывает... доказывает... пишет... утверждает...

В общем, когда в "Зелёную лампу" была прислана эта... не скажу рецензия... - конгениальное произведение, написанное человеком, сумевшим невозможное: передать в короткой статье смысл большой книги, ни на йоту не исказив, не утратив, а даже досказав, - то я немедленно "затребовала к себе" весь текст. Из Владивостока мне была прислана ксерокопия (все экземпляры, как мы помним, на вес золота и раздарены)...

Предстоял следующий этап "читательского подвига": ну кто же может себе позволить, как в юности, многочасовое лежание с книгой?

Но наконец все дела были отложены - и наступило Великое Чтение...

Бывают книги, требующие от читателя полного присутствия, вживания в придуманный мир. Таковы были для меня лично (в юности): "Клим Самгин", "Иосиф и его братья", "Моби Дик" и Фолкнер. И так сильно было их притяжение (точнее, "во-влечение"), что мир придуманный не оставлял времени на мир реальный. Жизнь художественная отнимала жизнь действительную... Мало того: после каждой из этих книг я в буквальном смысле заболевала (чаще простудой) - организм ослаблялся, как от перегрузок: переохлаждений-перегреваний-переутомлений, - иммунитет и прочий контроль над действительностью исчезал...

Приступая к чтению "Теченья..." (предупрежденная статьёй А. Беликович "Погружение в Кольчем"), я боялась повторенья: болезни, усугублённой "шаманизмом" (забрал ведь и собак, и автора книги, и счастливую судьбу у книги отнял...), обессиливания, утаскивания - или по меньшей мере "читательской летаргии".

Чтение оказалось на диво лёгким и счастливым - и всего лишь на несколько дней. Книга не утаскивала в свой "чарующий мир", а наполняла радостью и восхищением: как хорошо, как ясно, как чисто и светло...

И столь же быстро стала я намечать, что покажу читателям из всей книги (эта публикация - отчасти пробная: как вы отреагируете, читатели? параллельно я собираюсь вывесить в скором времени весь текст книги - в формате PDF).

Как вдруг... рука Кольчема, очевидно: жизненные обстоятельства и всякие работы притормозили публикацию. А ведь это - даже части книги - огромный массив текста, требующий сверки и вычитки...

Но наконец свершилось: вашему вниманию предлагается "мой Кольчем". Я старалась выбирать как раз те самые "поэтические побеги" - а говоря словами автора, "отвязывания от колышков": сознания, социума, зрения, восприятия, эмоций, умопостроений...

Для цельности же чтения очень советую начать его со статьи Анны Беликович "Погружение в Кольчем".

"... И я не вечен здесь, Пиратик - то же самое.

И даже этот дом -

- С разбитыми ступенями...

Конечно, постоит, пока севены.

Пока не рухнет балка и пол не провалится.

Мне жаль зимы, моей секунды Времени.

Жаль зимних декораций кольчемского балета,

среди которых мне - уроки неолита

и полноценной жизни, как ни странно..."

Ну вот и всё.

Окончен труд многих людей (начиная с самого автора и с издательства "Дальнаука", первым опубликовавшего книгу). Можно приступать к чтению и постижению "уроков полноценной жизни".

А не прочитаете (не найдёте времени, сил, желания; не дочитаете, занятые своими неотложными делами) - что ж, ничего страшного. Всему свой черёд. Поэзия как вечность - она есть всегда, меняемся только мы, Читатели. И это мы плывём по Реке Времени, спускаясь вниз по Амуру.

А Автор подождёт:

"Я ещё постою...

Торопиться мне некуда".

Читать "Теченье нижнего Амура"
Скачать полный текст книги в формате PDF (файл зазипован; 469 страниц, 7 Мб)

 

 

 

 

 

 

Найти на сайтах semiotics.ru

Hosted by uCoz