Post-Sемиотика

Учебно-справочно-научный портал по семиотике
"Хлеба, серебряные рыбы, Плоды и овощи простые..." (Осип Мандельштам)
Парадная дверь * Наведите курсор мышки на ссылку - всплывёт её описание
При оформлении всех страниц портала использованы элементы египетской фрески "Сцена охоты в Нильских зарослях">>>.

Короб третий

Игорь Карпов

Маргиналки

Из готовящейся к публикации книги

"Витальный текст Игоря Карпова: Маргиналки: Избранное"

(Продолжение)
Вернуться к первой странице
Закачать весь текст в формате zip (37 кб)
Получить весь текст по электронной почте

Красное через красное стекло

24. 06. 2000
Розанов В. В. Мимолетное. М., 1994.

Пушкин читал Арине Родионовне свои стихи. Я тоже читаю бабушке Вале - цитаты. Бабе Вале верю: она и образованная и широту-доброту, практичность народного восприятия в себе сберегла.

- И как? - это я о чем-то из "Мимолетного".

Помолчала - подумала.

- Да ведь это ни о чем.

Помолчала - подумала - это не о Розанове, обо мне - что же мне там понравилось.

И верно: ни о чем. Обыденное сознание - в обыденном сознании: красное через красное стекло - ни о чем.

? - "Жертвовать собой ради иллюзии" - !

2. 01. 2001
Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.

"Все, что доступно познанию, проходит через призму сознания и при фиксации воплощается в творениях рук человека. Людские чувства, являющиеся частью природы внутри человеческих тел, отображены в произведениях искусства и изящной словесности. Как известно, научиться рисовать или сочинять стихи очень трудно. При наличии некоторых способностей ремеслу художника можно научиться, но этого делать не стоит, ибо без творческого озарения перешагнуть границы подражания или копирования невозможно. Однако и такого сочетания мало, так как без упорного стремления к цели, т. е. к завершению творения, ничего создать нельзя: "Искусство требует жертв" от художника, а способность жертвовать собою ради иллюзии - это и есть проявление пассионарности. Но если так, то в каждом оригинальном и прекрасном творении искусства, философии или литературы содержится комбинация из трех элементов: ремесленной работы, мысли и пассионарности художника, "перелившего" часть своей энергии в свое произведение" (с. 328).

Вот пример свободного мышления, которому доступно понимание основ творческой деятельности и специфики продукта этой деятельности (кстати, так же - Эйнштейн):

чувства - часть природы внутри человека;

именно они объективируются в произведении искусства;

в продукте творческой деятельности объективируется и энергетика человека (энергемы в тексте - словесные, композиционные, интонационные носители энергетики - это попробовал на примере Гоголя);

в другом месте:

"Генетическая память пронзает столетия, всплывает в сознании в виде образов, порождающих эмоции..." (с. 20), т. е. эмоции от образов - от генетической памяти?

"Жертвовать собой ради иллюзии" - личное.

Где-то когда-то не смог (об этом когда-нибудь!). И до сих пор - даже эти записи - как грех, как безделье.

* * *

"Эта борьба происходит на уровне энергетических импульсов, которые древние именовали "силами"" (с. 344).

"Силы" - да: внешние по отношению к человеку (этносфера, ноосфера), внутренние - экзистенциальные. А ноосфера и есть силовые поля, т. е. взаимодействие экзистенциальных сил.

Нет, не так: нет деления на внешнее и внутреннее, всё - единое. Нужны другие слова, другой взгляд, как у Гумилева: единство гуманитарного (история) и естественнонаучного (география) знания. Вот это - единство - утеряно нашим европейским сознанием. Ощущение потери, своей ущербности - и как следствие - взгляд на Восток. А если на древних и христианских русичей?

Экзистенции (или интенции) - Артсег, но не разработано: что это - экзистенциальные силы. Не выводятся из аналитической философии, но аналитическая психология - претит.

Выводятся - из авторологии. Но тогда авторология разрастается во все и всё объемлющую науку, для которой и Бог - первый автор.

NB. В этом взгляде перечитать Библию.

"...реально существующим фактором системы являются не предметы, а связи между ними..." (с. 23).

Значит, объективированные силы, а не "темы", "идеи", "образы".

Весь понятийный аппарат литведения - формальный, обозначающий форму, материал. Если учесть, что литведение - это глубокая колея, но нужно не ерзать по ней застрявшим запорожцем, а взяться вчетвером, лучше вшестером, вытащить его на обочину и двинуть по целине.

Искусство - выход свободной энергии (с. 31). Это как у Маркса: общество ценится по тому времени, которое оно предоставляет человеку сверх того, что человеку необходимо на труд для жизнеобеспечения.

Книжный магазин Ленинки

31 01. 2001
Фреге Готтлоб. Логика и логическая семантика. М., 2000.

"Когда кто-то признает нечто истинным, он судит, выносит суждение. То, что он признает истинным, есть мысль. Мысль нельзя признать истинной, пока она не постигнута. Любая истинная мысль была истинна еще до того, как она была постигнута каким-то человеком" (с. 375).

Фантастика. Вероятно, перевод. Не случайно, Рассел нокаутировал Фреге, сбил ему шейные позвонки, как мне когда-то в молодости ленинградский оболтус в Геленджике.

Позже, в студенчестве, бродил по городу, думал: найду, горло разгрызу, если уж кулаком не могу. Не нашел.

Так и Фреге, бедный, не нашел.

Голова, однако, до сих пор болит.

Моя языковая личность

15.07.2001
Из беседы с лингвистом.

XX век - аналитическая философия, т. е. философия обыденного языка. Это на Западе, - молодцы. А у нас один придумает слово - куча на это слово накинется, изнасилуют групповым образом, каждый возьмет это изнасилованное, изнасилует уже индивидуально, выставит в диссертационной витрине - и кричит:

- Караул... смотреть, восхищаться... но не рвать - не нюхать... не насиловать, это - моя языковая личность.

Читать следующую страницу
Вернуться к первой странице
Закачать весь текст в формате zip (37 кб)
Получить весь текст по электронной почте

 

 

 

 

 

 

Найти на сайтах semiotics.ru

Hosted by uCoz