Post-Sемиотика

Учебно-справочно-научный портал по семиотике
"Хлеба, серебряные рыбы, Плоды и овощи простые..." (Осип Мандельштам)
Парадная дверь * Наведите курсор мышки на ссылку - всплывёт её описание
При оформлении всех страниц портала использованы элементы египетской фрески "Сцена охоты в Нильских зарослях">>>.

Короб третий

Игорь Карпов

Маргиналки

Из готовящейся к публикации книги

"Витальный текст Игоря Карпова: Маргиналки: Избранное"

(Продолжение)
Вернуться к первой странице
Закачать весь текст в формате zip (37 кб)
Получить весь текст по электронной почте

Некрасов и тишина

18. 06. 2001
Некрасов Н. А. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1979. - Т. 1.

Ни - не - не - ни...

Никогда Некрасов не был для меня никаким революционером-демократом. Просто любящая, сострадающая душа, милостивая, но и осуждающая главный порок: издевательство человека над человеком. Вечное в людях: собрать хаму вокруг себя хамов же - и давить всех остальных, рабов, а самому - рабовладельцем. Не люблю - с детских компаний, когда обижали слабых.

И вот - почему-то именно сейчас, из увлеченной Некрасовым юности этого не помню - тишина.

... Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры...
Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуты умиленья,
Войди с открытой головой!

Далее "Размышления у парадного подъезда", "Песня Еремушке" - протест и призыв - да. Но в школе - только это. А тишина?

И вторая мысль. Вся русская классика - юношеский порыв, чистота и свежесть ощущений. Иначе: всё классическое - из молодого здорового непосредственного, наивно радостного.

И третья мысль. И мое всё - авторологическое - из юности.

Ранний Лермонтов (лермонтовская ситуативность) - я в пятнадцать лет:

Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала...
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал... -

потому что в десять лет была Кольцо-Гора, внизу - в заходящем солнце - Кисловодск.

Тишина - ветер - вечер - одиночество.

Или подъем в Долину Роз, когда кажется, что весь мир пахнет розами.

И Маяковский -

Светить всегда, светить везде
До дней последних донца.
Светить - и никаких гвоздей -
Вот лозунг мой и солнца, -

я в шестнадцать лет.

"Моцарт и Сальери" - восемнадцать, я и мой друг - тоже гений:

Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.

И Фет - на всю жизнь:

Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? Но жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем
И в ночь идет, и плачет уходя.
(28 марта 1879)

Умирать буду - после "Господи, помилуй!" - вспомню! И умирающим - умирающий имеет право - благословлю этот огонь, живым дарованный.

Но я сегодняшний - натыкающийся - на предметы, слова, знаки препинания...

широкие размеры нив, огонь плачет - стилистически поправить бы;

"чудесного искали" - нет уж, не чудесного - по мне - прекрасного;

после златолобости - "Крестьяне! Вы должны быть рады, когда к вам придут продовольственные отряды"?

Самое тихое, некрасовски предсмертное, грустное: юный гений, незабвенный мой Луи Ламбер, бальзаковский, не выдержал - молодым ушел в тихую тишину.

Заоконный август

10.08.2001
Царевококшайск - Москва
Вальехо Сесар. Избранное. М., 1984.
На форзаце и в тетрадке.

Ровно - радио - 17:30 - плавно вперед. И плавно остановились. В окне под соседним вагоном - мужчина, вместо ног... Плавно?

Я и ты, небо...

Если бы между нами ничего не двигалось, не мелькало - ни провода, ни деревья, - мы плыли бы вместе, я - одинокий - и ты - со своими бумажными облаками, светло-серое, гаснущее закатом...

На березах - первые желтые гроздья.

Какие все мы пыль - человечество. -ОСТЬ - какой солидный суффикс. А на самом деле: человечество = человечек + человечен... Так и - ОСТЬ = члк/ик/чк...чик...чин...

Ближе к Волге.

Всё просторней, распаханней, привольнее. А домишки человечества так же убоги. Вдруг - гора - вся в человеческих скворечниках.

Что с чем сравнивается - у кого?

Ассоциативное поле.

В купе - парилка. Парнишка - на попытку открыть окно: не надо, дует.

У меня:

Из окна ходко идущего поезда не надышишься -

воздух уносится вдаль.

Зеленый дол. Фанерная фабрика. На мосту курить строго запрещено.

Сесер Вальехо. Ложная значимость верлибра, стихотворения в прозе, афоризмы, сентенции. Значимость - но - ложная.

Удел всех -остей - абстрактных суффиксов.

Жизненный факт, образ, ассоциация, метафора - вот и все.

Вальехо: изменчивая прелесть.

Бунин: горестная прелесть = оксюморон, а то, что "изменчивая" - внутри, как вывод читателя.

В России дождь - сквозь солнце.

Всю жизнь бы так:

Россия - Кисловодск благоуханный.

Два порока именологии

(К истории создания коллективной монографии "Автор как субъект именующей деятельности. Наименование персонажа в русской литературе")

16. 02. 2002. 15:04
Белибердизмы лаборатории аналитической филологии:
В 1000 т. Т. 1.

Н.: - Я поняла, как назову главу - Обломовский Платон.

Именолог: - Причем тут платон, которого обломали, вот лежу я и смотрю на платон, который на люстре, действительно, обломанный, с одного края, но не могу понять, при чем тут платон!

- Может быть, ты смотришь не на Платона, а на плафон?

- На него и смотрю, но причем тут этот мой обломанный платон - и наша коллективная монография!

* * *

Именолог: - И будет у нас Московско-Тартуская школа!

С. В.: - А ты у нас будешь, значит, Лотманом!

Именолог: - Да, лотманом, который выпьет вина и посадит пароход на мель, а на мели мы еще все вместе выпьем.

- Может быть, ты имеешь в виду лоцмана! - Его и имею в виду - лотмана, который выпьет... - Запиши, не забудь - два порока именологии. Первый, когда много курят, второй, когда много думают о разном. - Записал.

Где моя чашка!?

22.02.2002
Пушкин на пороге XXI века: провинциальный контекст. Арзамас, 2001. Вып. 3.

- Она здесь. Я брала.

- А зачем? Кто дал право?

- А ты со мной утром не разговаривал, так я захотела хоть из твоей чашки попить.

Читать следующую страницу
Вернуться к первой странице
Закачать весь текст в формате zip (37 кб)
Получить весь текст по электронной почте

 

 

 

 

 

 

Найти на сайтах semiotics.ru

Hosted by uCoz