Post-Sемиотика

Учебно-справочно-научный портал по семиотике
"Хлеба, серебряные рыбы, Плоды и овощи простые..." (Осип Мандельштам)
Парадная дверь * Наведите курсор мышки на ссылку - всплывёт её описание
При оформлении всех страниц портала использованы элементы египетской фрески "Сцена охоты в Нильских зарослях">>>.

Короб третий

Игорь Карпов

Маргиналки

Из готовящейся к публикации книги

"Витальный текст Игоря Карпова: Маргиналки: Избранное"

(Продолжение)
Вернуться к первой странице
Закачать весь текст в формате zip (37 кб)
Получить весь текст по электронной почте

Онтология субъективности

1994
Артсег. Владелец вещи, или Онтология субъективности. Йошкар-Ола, Чебоксары. 1993.

Землею мрак и холод
Владели бы,
Изгрызли б душу беды,
Когда б не посылали иногда
Благие боги
Юношей таких,
Чтоб в жизнь увядшую людей
Влить свежесть.

Гельдерлин. Эти строки прозвучали в юные-юные годы - как радость, как восхищение судьбой и душевным полетом тех, немногих избранных, которые преображают собою жизнь обыкновенных людей.

Вновь вспомнились слова поэта сейчас - может быть, в середине жизни - после чтения такой "прозаической", такой "сухой" мыслительной конструкции, как книга Артсега: пять глав, сто пятьдесят параграфов, тридцать шесть аксиом, двадцать иллюзий эмпирического субъекта, двенадцать ошибок теоретического субъекта, пятьдесят семь заблуждений рефлектирующего субъекта, большой раздел о теории ценности, четыреста семь цитат из античных авторов, десять наименований источников...

Как ни странно - не странно - юношеское восхищение возможной судьбой слилось в душе с радостью от книги Артсега.

Когда-то на одной из его личных книг я прочитал слова:

"...рыцарю искусства", подписанные ласковым женским именем.

Рыцарь искусства, теперь - рыцарь мышления, рыцарь субъективности.

Вновь и вновь перечитываю книгу, вновь и вновь звучит в душе:

Землею мрак и холод
Владели бы....

И хочется подойти к этому Артсегу и потрепать - празднично - его густую, рыжую (субстантивные определения) дурацкую (оценочное определение) бороду. Но пусть это сделает какая-нибудь женщина с ласковым именем, а я еще раз, вослед Артсегу, пройдусь мыслью от вопроса:

"на чем основана уверенность человека в том, что он мыслит"" -

до вопроса:

"как делается что-либо, когда что-либо делается?""

Проблема циклизации

15.03.1994
Читая циклизационные исследования литведок.

Когда начинается этот цикл, тогда в седине волос, в бьющихся сквозь макияж морщинках, во всей взрослости, дамости сквозит то детское, юное, первое женское, что было. И то печальное, что скоро будет.

Нет, цикл - не то, что было и будет. Цикл - это то, что есть, имеется, наличествует, существует, любит, жаждет продлиться - пролиться.

Цикл - то, когда ты смотришь на дочь и думаешь: и я такая - переходящая из девочки в девушку, только тогда я этого не понимала и не видела, а теперь понимаю и вижу.

Вот она - я - в его взгляде, в его улыбке, в его радости - моими губами, моими руками, моими запахами, моей душой, светящейся сквозь мое тело. Вся - в нем.

Все мы - рассказы, повествования, изображения. Все мы - части единого цикла. И как нам прозреть волю Автора!

Поэтика целого

14.05.1994
Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй. М., 1993.

Мужчина и женщина - определенная целостность, единство. Мужчина может быть мужчиной только через женщину, женщина может быть женщиной - только через мужчину. Это так просто и ясно - как эта весна.

Мужчина мог бы сказать женщине:

"Разве жила ты красивой? Красота твоя - во мне, в моем взгляде, в моем любовании цветовой лучистой гармонией твоего стройного тела, лица - бело-розовой кожи, серых глаз, голубых век. Твои пушистые светлые волосы, пахнущие прохладой весеннего ветра, твоя улыбка, обостряющая маленький детский носик, твой плавный жест руки, сливающийся с движением позади тебя стоящей березы, - все это во мне и через меня. Ты длишься во мне. И ты хочешь этой длительности, этого созерцания".

Женщина могла бы сказать мужчине:

"И все-то ты выдумал, милый. Я старая глупая женщина. Да, все мы глупые женщины".

И островок берез, еще утопающих в снегу около дороги, все быстрее - первая передача, вторая, третья... - уплывает в прошлую даль, и чем прошлое это будет дальше, тем ближе, - четвертая передача, третья, вторая... наплывая слепящим солнцем, запахом мартовского снега и зеленеющего травкой островка в окружении берез, из которых одна, стоящая у самой дороги - всегда молодая, машет тонкой рукой, пахнет прохладой весеннего ветра...

Истина и заблуждение

1994
Толстой Л. Н., Гете И. В. , Нега Игорь

"Толпа хочет поймать всю истину, и так как не может понять ее, то охотно верит. Гете говорит: истина противна, заблуждение привлекательно, потому что истина представляет нас самим себе ограниченными, а заблуждение - всемогущими. - Кроме того, истина противна потому, что она отрывочна, непонятна, а заблуждение связано и последовательно" (Л. Н. Толстой).

Кроме того, истина - понимание того, в чем меня нет. А заблуждение - оно мое. Заблуждение - форма моего воплощения, форма реализации меня. Истина - форма потустороннего мне мира. Истина - адекватна (по ощущению). Заблуждение - трасформативно, преобразующе, привнесение меня в мир. Заблуждение - форма моего присутствия в мире, форма моего господства над миром.

Какое словоблудие. И так он, человек, - из века в век - блудит словами, грешит. Но... не суди - не судим будешь: так, может быть, и себя - не суди.

Диалог с трамваем

1995
Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х - 1925-го годов в комментариях. М., 1993.

Читая М. Л. Гаспарова и вспоминая монологи города Иваново (1).

Нега - Прохорова Ирина (2).

"Можно ли говорить о диалоге с учебником китайского языка?" (3).

Диалог с трамваем. И не просто с трамваем, а с трамваем движущимся - по февральским снегам города Иваново (4).

И не просто с трамваем города Иваново, а с памятью комиссара Фрунзе, которая сказала: "Что, ребята, хлоп нету-ти? Снаряжайте трамвай - поедем Бухару к России присоединять" (5).

И не просто с памятью комиссара Фрунзе, а с городо-ивановским профилакторным кабинетом, который сказал ползущему на четвереньках человеку: "Юра, вспомни, ведь ты же - профессор!" (6).

И не просто с городо-ивановским профилакторным коридором, а с критикой и самокритикой, которые сказали: "Даже когда разговаривают с живыми людьми, мы сплошь и рядом слышим не диалог, а два нашинкованных монолога" (7).

И даже не с критикой и самоцелью, а со специальным выпуском четырех неопознанных объектов, которые сказали... (8)

И даже... с трамваем, который сказал... (9).

Комментарии

1. См. монолог "Вестника гуманитарной науки" Орлицкого: где я был, когда 8 февраля 1995 года не был в городе Иваново.

2. См. монолог абонементного ящика 55.

3. См. монолог Пролога (НЛО. 1994. 16).

4. См. монолог переплета восьмого тома Собр. соч. Н. С. Лескова.

5. См. монолог мужика, купающегося в пруду ("Деревня" - Бунин) и монолог профессора В. С. на экскурсии в г. Плес.

6. См. монолог города Санкт-Петербурга.

7. См. монолог Пролога.

8. См. монолог женского рода НЛО.

9. См. монолог без названия нашим спонсорам.

Культура игры - игра культуры

Хейзинга Й. Человек играющий. М., 1992.
Артсег. Владелец вещи, или Онтология субъективности. Йошкар-Ола, Чебоксары, 1993.
Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.
Гессе Г. Игра в бисер. // Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 4.
Ходасевич В. Конец Ренаты // Брюсов В. Огненный ангел. М., 1993.
Уайльд О. Из бездны // Избр. произведения: В 2 т. М., 1993. Т. 2.
Нега Игорь. Игра-в-я // Молодежный курьер. Йошкар-Ола, 1995. 26 октября.

Культура - то, что человеком культивируется, превращается в культ - правило, знак культуры - текст, слово.

Игра - качество человеческой деятельности, в котором взаимопроникают "культура в жизни" и "жизнь в культуре". Отсюда: качество игры: игра как свойство человеческого мышления, как взгляд на действительность-культуру-игру. Отсюда: нет никакой "культуры" и никакой "игры" вне человеческого обращения с этими словами.

Предмет культуры - только овеществленные, объективированные экзистенции. И обращение с их опредмеченными превращениями (текстом, словом) есть новое объективирование интеллектуальных и эмоциональных сил человека.

Все с-ума-сошедшее и не вернувшееся в ум - субъекты обыденной, эмпирической и теоретической деятельности - натурфицируют культуру и игру, отрывая производное от производителя. Таким производителем - производящим безостановочно - является человеческое мышление (человеческая способность приписывать любому имени любой предикат).

Такое понимание игры и культуры совершенно не соотносится с внутренней установкой человека на "игру в жизнь" или "игру в культуру", на "Конец Ренаты" или начало "Белый - Петровская - Брюсов", или на голоса "из бездны" - после эпатажного эпикурейства эстетизма.

Культура игры как игра культуры оборачивается для рефлектирующего субъекта "игрой-в-я".

Читать следующую страницу
Вернуться к первой странице
Закачать весь текст в формате zip (37 кб)
Получить весь текст по электронной почте

 

 

 

 

 

 

Найти на сайтах semiotics.ru

Hosted by uCoz