И почему по всем страницам портала "невозбранно" плавают рыбы? "Откуда, мол, и что это за... зоологические новости?" И вовсе они не зоологические (хотя есть и зоосемиотика), а самые что ни на есть семиологические.
Дело в том, что рыбы - замечательнейший, просто невероятный по эстетической силе и значимости образ, позволяющий передать одновременно идею текучести, неуловимости предмета семиотики - и идею "всепронизанности" нашего мира семиотикой. Свободно "плавая" по разным эпохам и культурам разных народов, то пронзая многовековую толщу, то выходя на поверхность современности, эти таинственные существа тем самым "прошивают" и "сшивают" неисчислимые слои колышущегося, как воды мирового океана, ноосферного "покрывала"... Это свободное и на первый взгляд хаотичное скольжение открывает внимательному взору структурное единство всего сущего, выявляя глубинный смысл предметов, явлений и событий...
Судите сами: "наши" рыбы приплыли из Древнего Египта, страшно подумать - аж из 15 века до новой эры... И одновременно это один из распространённых христианских символов, "держащих" на себе множественные "опорные смыслы" мировой культуры. Рыб можно встретить на полотнах художников, в текстах стихотворений... Они входят в наше сознание как древнейшие архетипические образы, потому что мировой океан фило- и онтогенетически - наша родина, а следовательно - "родина" нашей психики. Так сошлись в рыбах Древний Египет и христианство (про чью "комплементарность" хорошо знал Осип Мандельштам: говоря о строении готического собора в стихотворении "Notre Dame", Мандельштам передаёт идею сочетания в нём двух противоположных, но не взаимоисключающих, а как раз взаимодополнительных смыслонесущих начал, выявляющих его конструкцию:
Но выдаёт себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес).
Этим всемогущим царём-"отвесом" и является семиотика - наука, "взвешивающая" и сопоставляющая смыслы.
Мандельштам идёт ещё дальше, ещё точнее определяет идею "свободного плаванья" по водам смысла (переводя на язык семиотики - выявления "дискурсивных и семиотико-нарративных структур") - в другом стихотворении, "Нашедший подкову (Пиндарический отрывок)":
Под солёною пятою ветра устоит отвес, пригнанный к пляшущей палубе, И мореплаватель, В необузданной жажде пространства, Влача через влажные рытвины Хрупкий прибор геометра, Сличит с притяженьем земного лона Шероховатую поверхность морей.
Итак, теперь нам ясны "предмет и задачи" семиотики: сличать "с притяженьем земного лона" "шероховатую поверхность морей"... То есть (говоря "посконным семиотическим языком") выяснять и выяснять отношения между фенотекстом и генотекстом, текстуальностью и интертекстуальностью, структурализмом и постструктурализмом, "конструкцией" и "деконструкцией", Соссюром и Пирсом, семиотикой и семиологией - и т.д., и т.п., и пр., и др. ...
Вот, собственно, в чём и заключается основное предназначение этой науки - "простое, как правда": всего лишь говорить "да" и "нет": (оттуда же) Воздух бывает тёмным, как вода, и всё живое в нём плавает, как рыба, Плавниками расталкивая сферу, Плотную, упругую, чуть нагретую, - Хрусталь, в котором двигаются колёса и шарахаются лошади, Влажный чернозём Нееры*, каждую ночь распаханный заново Вилами, трезубцами, мотыгами, плугами. Воздух замешен так же густо, как земля, - Из него нельзя выйти, в него трудно войти.
Шорох пробегает по деревьям зелёной лаптой, Дети играют в бабки позвонками умерших животных. Хрупкое летоисчисление нашей эры подходит к концу. Спасибо за то, что было: Я сам ошибся, я сбился, запутался в счёте. Эра звенела, как шар золотой, Полая, литая, никем не поддерживаемая, На всякое прикосновение отвечала "да" и "нет". * Неера в античной мифологии - дочь Океана, возлюбленная Гелиоса (Солнца).
Ну и стало быть, что, дорогой читатель, - поплыли?
Все авторские права сохранены. При перепечатке материалов в неизменённом виде требуется только указание фамилии автора, названия статьи и ссылка на "POST-СЕМИОТИКУ". В случае же внесения каких бы то ни было изменений в текст ("вплоть до запятой") необходимо обязательное согласие редакции и разрешение автора. В свою очередь, мы гарантируем своим авторам полную неприкосновенность их текста на страницах портала. Абсолютно все изменения, которые редакция "PS" хотела бы внести в авторский текст исключительно из соображений грамматики или стилистики, в обязательном порядке согласовываются с автором