При оформлении всех страниц портала использованы элементы египетской фрески "Сцена охоты в Нильских зарослях">>>. Короб третийИгорь КарповМаргиналкиИз готовящейся к публикации книги "Витальный текст Игоря Карпова: Маргиналки: Избранное"(Продолжение) Вернуться к первой странице Закачать весь текст в формате zip (37 кб) Получить весь текст по электронной почтеПростенько, но со вкусом 28.09.2004. Москва Егоров О. Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра: Исследование. - М., 2003. Простенько, но как складно и ладно. Читаю, в метро, дома, опять в метро, ждя кого-то. Теория, конечно, мелковата, но история дана. Порадовал Олег Георгиевич, спасибо. Додумался, что надо как-то обозвать субъекта дневниковой деятельности! Но назвал неудачно: дневниковед. Дневниковед - это тот, кто что-то ведает, ведает о дневнике. У меня в словаре: тот, кто ведет дневник - дневникатор - тоже плохо. Но по смыслу - точнее. И еще маленькое хи-хи: в аннотации - "использованы фундаментальные открытия аналитической психологии" - это уж, сударь, кэфээновская (к.ф. н.) самонадеянность. Но хорошо главное: вплотную подошел к автору дневника как субъекту деятельности. * * * На свободных местах книги. Один шаг осталось сделать: разобраться литведам (литведки не в счет, они - украшение жизни литведов)... разобраться в себе и в писателях-поэтах-драматургах - как субъектах деятельности. Вот умру - не успею закончить (или надоест), так и будете еще лет сто холостятничать мыслью (в смысле вхолостую, а не холостяки). Дать каждому литведу по литведке - для вдохновения, чтобы плодоносили аналитически и авторологически. За шуткой см. серьезное: от земного притяжения не оторваться, так и в науке - несколько идей: в педагогике и дидактике - поставь учащегося в положение субъекта деятельности, вот и пойдет выработка самостоятельности, "навыков и умений"; посади литведа голой попкой на сковородку (раскаленную, конечно) - он вмиг додумается до классификации субъектов литературно-художественной и филолого-логической деятельности. * * * Дневник - попытка человека разгадать главную загадку жизни, - самого себя. Только то, что завершено, может быть осмыслено. Поэтому не понимаешь себя в текучести и незавершенности жизни. Бахтин это изобразил. В 50 лет пытаешься хоть часть себя завершить - пишешь маргиналки. * * * "Дневниковый жанр выработал группу приемов создания образа" (с. 102). Вот и всё - сели, в лужу натурфицированного мышления: да не жанр выработал, а субъект деятельности. * * * Почему умерла Ирья Ранта (любовница поэта Антуана Ривье)? Чтобы умереть, надо умереть в чьей-нибудь душе. * * * Вспомнилось - на каком-то совете, защита диссертации, профессор - профессору: Тебя процитировали? Дескать, ну и голосуй - и пойдем коньяк пить. Цитаты - особая структура. Надо их выстраивать так, 1) чтобы читатель мог воспринять их как нечто цельное, 2) чтобы цитаты ярко характеризовали автора, отражали то главное, что он вносит в науку, 3) чтобы их можно было вообще не читать, а значит, они должны быть графически выделены. Великие сплетники... Островский...30.09.2004 Островский А. Н. Гроза // Островский А. Н. Избранные пьесы: В 2 т. М., 1972. Т. 2. Вяземский П. А. Записные книжки. М., 1992. Сплетни. Это еще ладно: все-таки благозвучие: тонкие и-и-и. Но сплетня - как сопля, с каким-то колеблющимся ударением: не то на -е, не то на -я. Мерзко. Слово своей формой выразило мерзость явления. Для чего людям дано слово? Чтобы сплетни распускать. Распускать? Распускают и слюни. Сплетни, сопли, слюни - в распущенном состоянии - все это отходы человеческого гниения. * * * А если драма? И ты - Драма Тург? Тут сам, как говорится, Бог велел: собирай мужиков на берегу Волги, пусть всему городу Калинову косточки промоют. - Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет. - Пронзительный мужик! - Хороша тоже и Кабаниха. - Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать. * * * Драма Тургу другого времени не надо, он на то и Драма Тург, чтобы эту обыденную жизнь выразить в обыденном осплетненном - ослепленном сплетней - слове. * * * Сплетни - естественный и постоянный элемент обыденной жизни человека. Если литературное произведение - "картина жизни", то обязательно вбирает в себя и сплетни, "облагороженно" называемые писателем или критиком-исследователем "анекдотом", "рассказом очевидца", "рассказом кстати". Как воплощается одно явление в трех сопредельных сознаниях: обыденном, художественном и филологическом? * * * Хорошо у Вяземского: "Соберите все глупые сплетни, сказки, и не сплетни, и не сказки, которые распускались и распускаются по Москве на улицах и в домах по поводу холеры и нынешних обстоятельствах. Выйдет хроника прелюбопытная. По гулу, доходящему до нас, догадываюсь, что их тьма в Москве, где пар от них так столбом и стоит: хоть ножом режь. Сказано: "литература является выражением общества", а еще более сплетня..." (с. 306). Читать следующую страницу Вернуться к первой странице Закачать весь текст в формате zip (37 кб) Получить весь текст по электронной почте |