Post-Sемиотика

Учебно-справочно-научный портал по семиотике
"Хлеба, серебряные рыбы, Плоды и овощи простые..." (Осип Мандельштам)
Парадная дверь * Наведите курсор мышки на ссылку - всплывёт её описание
При оформлении всех страниц портала использованы элементы египетской фрески "Сцена охоты в Нильских зарослях">>>.

Письменный стол

Игорь Карпов

Автор - аналитическая филология - авторология

Проблема автора непосредственным образом связана с онтологическим статусом литературно-художественного произведения (далее – ЛХП); с пониманием ЛХП как результата литературно-художественной деятельности; с проблематикой исследования автора и ЛХП, т. е. со статусом авторолога (критика, литературоведа), критической деятельности, критического мышления.

В ЛХП объективируются обыденные представления человека о мире, эмоциональный комплекс человека, словесные возможности человека, способность человека создавать образно-словесную иллюзию действительности ("картину жизни"), "комплексы" человека, его глубинные психические особенности. Именно в ЛХП наиболее полно воплощается онтологическая, социально-общественная, эстетическая и интимная сущность человека. Поэтому литература – "человековедение". Поэтому и субъект особой – литературно-художественной – деятельности заслуживает особого именования: автор, а ЛХП как словесной формы объективации автора – авторолог.

§ 2. Русское литературоведение на пути к автору

Вспоминая вузовские учебники 1960–1980-х годов по введению в литературоведение и теории литературы (Г. Л. Абрамовича, И. Ф. Волкова, Н. А. Гуляева, Г. Н. Поспелова, Л. И. Тимофеева), необходимо отметить, что слово "автор" – как указание на писателя – присутствует, но понятие "автор" – нет. В "Словаре литературоведческих терминов" (М., 1972) слово "автор" сопровождалось отсылкой "См. Творческая индивидуальность писателя". Так же, например, – в "Лермонтовской энциклопедии" (М., 1981): "Автор. См.: "Повествователь" – или: "Автор. Повествователь. Герой".

В "Краткой литературной энциклопедии" проблема автора решалась как проблема писателя (см.: Аверинцев, Роднянская 1978: 28-34).

Для лингвистов проблема автора была постоянной – в том числе и как предмет вузовского изучения (см.: Долинин 1985).

Обходились без автора и авторы академических исследований – трехтомной "Теории литературы: Основные проблемы в историческом освещении" (М., 1961–1965), трехтомной "Теории литературных стилей" (М., 1977, 1978, 1982), А. Н. Соколов в "Теории стилей" (М., 1968), А. В. Чичерин в "Очерках по истории русского литературного стиля" (М., 1977).

Конечно, можно (и в определенной системе плодотворно) изучать все категории поэтики без автора, но тогда мы должны понимать специфику собственного мышления: отрыв произведения (производного) от производителя (от автора) обусловливает натуралистический способ мышления.

Долгое время разработка категории автора была на периферии науки. В последние десятилетия XX века положение дел изменилось, чему способствовало накопление знаний большими коллективами ученых. Например, Б. О. Корманом и его коллегами, продолжившими дело учителя в сборниках "Проблема автора в художественной литературе" (Ижевск, 1993), в выпусках "Кормановские чтения" (Ижевск, 1994) (см.: Поэтика литературы в свете теории автора, разработанной Б. О. Корманом // Рымарь, Скобелев 1994: 60–102).

"Библиографический указатель по проблеме автора" Н. А. Ремизовой (Ижевск, 1990) подвел итог изучению проблемы, убедительно показывая, какие огромные силы были затрачены (как в теоретическом, так и в историко-литературном аспектах) на изучение автора.

Все более популярной становилась тема "автор и герой", которой были посвящены не только многочисленные статьи, но и крупные исследования (напр.: Драгомирецкая 1991).

В книге "Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания" (М., 1994), в которой многие исследователи обратились к теме автора и авторства, отмечалось:

"Образ автора и структура повествования являются сегодня едва ли не центральными проблемами литературоведения..." (Историческая поэтика 1994: 431).

В монографии Н. Т. Рымаря и В. П. Скобелева "Теория автора и проблема художественной деятельности" (Воронеж, 1994) впервые после работ канонизированного в последнее время М. М. Бахтина наиболее последовательно проблема автора была соотнесена с проблемой "художественной деятельности".

В сборнике статей "Автор и текст" под редакцией В. М. Марковича и Вольфа Шмида (СПб., 1996), который в определенной степени явился ответом на бартовскую декларацию "смерти автора" (см.: Барт 1994), "немодная" тема оказалась вполне "модной" и далеко себя не исчерпавшей.

Наконец, последние годы XX столетия были ознаменованы тем, что автор буквально "ворвался" в школьные и вузовские издания.

Лингвист, исследователь истории русского языка А. И. Горшков в учебнике для учащихся 10-11 классов "Русская словесность: От слова к словесности" (М., 1996; 4-е изд., испр. и доп. – М., 2000) дал образец того, как понятие автор может быть использовано в школьном анализе текста.

1999 год – итоговый. Учебное пособие "Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные понятия и термины" под редакцией Л. В. Чернец (М., 1999) начинается статьей В. В. Прозорова "Автор".

В. Е. Хализев в энциклопедической по проблематике "Теории литературы" (М., 1999) не только подвел итог уже существующим аспектам исследования проблемы автора, но и ввел целый ряд новых для вузовской теории литературы понятий (например, вместо натуралистического пафосаавторская эмоциональность).

Одновременно переводились и осваивались (и продолжают осваиваться) труды иностранных филологов (Барт 1994; Фуко 1996; Компаньон 2001; Немецкое ФЛ 2001, Смирнова 2001, Женетт 1998), в свете исканий которых стало возможно усомниться в существовании литературоведения как науки (см.: Литературоведение как наука 2001).

В моей диссертационной работе "Проблемы типологии авторства в русской литературе конца XIX – начала XX века (И. Бунин, Л. Андреев, А. Ремизов)" (М., 1998), в книгах "Проза Ивана Бунина" (М., 1999), "Авторология русской литературы (И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. М. Ремизов)" (Йошкар-Ола, 2003), "Шмелев в школе" (М., 2004), ряде статей были поставлены проблемы связи литературно-художественной и авторологической деятельности, сделана попытка собрать литературоведческую терминологию вокруг основополагающих понятий авторологии ("Словарь авторологических терминов") (Йошкар-Ола, 2003), разработана методика и технология ФОД (филологическое образование как деятельность), в пределах которых авторологическая терминология применяется в школьном и вузовском изучении литературы.

Тематический и понятийный объем современного литературоведения и современные способы теоретического мышления проиллюстрировали хрестоматия "Теоретическая поэтика: понятия и определения" (М., 2001), словарь терминов "Постмодернизм" (М., 2001), "Литературная энциклопедия терминов и понятий" (М., 2001).

Итак, Автор занял достойное место под солнцем отечественного литературоведения, определилась основная проблематика, обозначились имена исследователей, претендующих на решение проблемы автора.

§ 3. Натуралистический способ мышления

Что дальше? А дальше начинается самое сложное: в пределах какого способа мышления может быть наиболее плодотворно решена проблема автора?

Дальше, образно говоря, вступает в силу "закон указательного пальца": на что в ЛХП я должен указать, когда говорю "автор"? На что там же, в ЛХП, я должен указать, когда говорю "проблема автора"?

Оказывается, самое сложное – понять, что никаких литературоведческих проблем в ЛХП как поэтической реальности (см.: Федоров 1984) нет. Там есть два события (терминология – по В. В. Федорову, вслед за М. М. Бахтиным): событие изображения и событие изображаемое, т. е. слова, слова, слова и какая-то образная "картина мира".

"Присутствие автора", "формы авторского присутствия" – эти словоупотребления остались и в новых исследованиях. Но что такое "присутствие", "присутствие" кого, чего? Автора как писателя? Но писатель – вне текста. Автора как некоего взгляда на действительность, "выражением которого является всё произведение" (Корман 1972, то же у В. В. Прозорова и В. Е. Хализева)? Но почему в дефиницию автора включено обыденное словоупотребление: некий взгляд?

Рассуждая о типах художественного сознания, авторы "Исторической поэтики" не ответили на вопрос, что такое "тип художественного сознания", кто является его носителем?

Ставя проблему "автор как субъект художественной деятельности", понимая важность парадигмы субъект – деятельность – объект, Н. Т. Рымарь и В. П. Скобелев, авторы серьезного исследования, пишут, однако:

"Категория деятельности позволяет включить в понятие автора не только сознание, но и творческую волю, в основании которой находится человек как целостность, единство сознательных и бессознательных устремлений" (Рымарь, Скобелев 1994: 145).

Я – как обладатель указательного пальца – в этом случае задаюсь вопросами: что такое "сознание"? что такое "творческая воля"? что такое "человек как целостность"? "человек как единство сознательных и бессознательных устремлений"? что такое "устремления"? Т. е. авторы этого высказывания для выражения мыслей использовали натурфикации, граничащие с метафорами.

Наиболее сложной и нерешенной задачей для литературоведов явилась интерпретация философских, эстетических и психологических смыслов произведения. Литературоведческое мышление (помыслие литературно-художественным текстом) оказывается настолько "привязано" к тексту, что, когда интерпретатор уходит в сферы философии, эстетики или психологии, то он теряет предмет своего исследования, т. е. текст, и погружается в натурфицированные объекты и обыденное словоупотребление.

"Эстетическая деятельность – это прежде всего созерцание единичных предметов, которые постигаются как нечто завершенное и целостное. Именно целостность воспринимаемого составляет главный источник его эстетического постижения. Целостностью называют то трудно определимое качество предмета, которое вызывает у воспринимающего единую реакцию на него, порождает общее впечатление... На частях предмета, обладающего целостностью, лежит печать единства" (Хализев 2002: 16-17).

Созерцание – на что я должен указать этим понятием? Что такое единая реакция воспринимающего? Что такое печать единства? Если целостность – "трудно определимое качество предмета", то тем более неопределенным остается эстетическое, постигаемое натуралистическим способом мышления. Также во "Введении в литературоведении" (М., 1999) остаются "неопознанными таинственными объектами" натурфикации образ художественный, психологизм, художественность, ценность и др.

Современные дефиниции автора во многом опираются на определения В. В. Виноградова.

"Образ автора – это та цементирующая сила, которая связывает все стилевые средства в цельную словесно-художественную систему. Образ автора – это внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая система произведения" (Виноградов 1963: 92).

Опустим – для упрощения – то, что Виноградов осложнил понятие автор понятием образ. Эти два дефинитивных суждения состоят из трех частей. Первая часть – то неизвестное, что надо определить: образ автора. Вторая часть – первый предикат: "цементирующая сила", "внутренний стержень". Третья часть – дополнительный предикат: "стилевые средства", "словесно-художественная система", "стилистическая система".

В дефинитивном суждении используются натурфицированные понятия, граничащие с метафорой: "цементирующей силе" приписывается свойство "связывать", "внутреннему стержню" – быть чем-то, вокруг чего можно "группироваться". Понятием образ автора указывается именно на стилевые средства, к чему – по существу – и сводится "образ автора". А функциональная роль образа автора определяется метафорически: связывает, группирует.

В данном случае дело не в предметном содержании высказываний, а в том, какое мышление в них объективируется, – мышление натуралистическое, смешивающее натурфикации, обыденное словоупотребление и метафоры ("творческая воля", "сознание", "печать единства", "цементирующая сила", "внутренний стержень").

Чего больше на путях этого мышления: "бесконечных тупиков" или реальной постановки проблемы и ее решения – об этом надо еще подумать.

Очевидно, что, рассуждая о современных определениях автора, мы выходим на иной уровень проблематики, нежели тот, который обозначился в названных исследованиях, и на иную методологическую традицию.

Определяется то и другое, прежде всего, нашей рефлексией способа мышления, ибо именно от него зависит плодотворность или бесплодность наших умственных усилий, новые открытия или движение по замкнутому кругу натурфицированных понятий и обыденно-метафорического словоупотребления.

§ 4. Аналитическая традиция

Иная интеллектуальная традиция, существующая в современной науке, – традиция аналитизма, т. е. мышление, которое подвергает рефлексии каждый логический шаг, каждое используемое понятие.

Традиция эта признает мыслительную деятельность в пределах парадигмы: субъект деятельности – деятельность – объект деятельности, потому что человек есть – прежде всего и полнее всего – существо деятельное, в том числе и в языковой сфере.

"Язык есть не продукт деятельности (Ergon), а деятельность (Energeia)" (Гумбольдт 1984: 70).

В отечественной науке наиболее плодотворно традиции Гумбольдта были продолжены А. А. Потебней, который проблему языка как деятельности "повернул" в сторону языка и мысли:

"Язык есть необходимое условие мысли даже в полном уединении, потому что понятие образуется только посредством слова, а без понятия невозможно истинное мышление" (Потебня 1989: 40).

(Однако – опять же! – что такое "истинное мышление"?)

Наиболее ярким явлением в области теоретического мышления на Западе в XX веке стала аналитическая философия, поставившая ряд проблем, в том числе проблему обыденного языка в аспектах логики, лингвистики, этики.

Русскому читателю эта область западной науки стала приоткрываться с 1950-х годов: "Логико-философский трактат" Л. Витгенштейна (М., 1958). В 1980-х годах были переведены и опубликованы "Принципы этики" Дж. Эд. Мура (М., 1984), "Логико-философские исследования: Избранные труды" Г. Х. Вригта (М., 1986). В 1990-е годы – "Избранные работы по философии" А. Н. Уайтхеда, сборник "Аналитическая философия: Избранные тексты"; "Человеческое познание: Его сфера и границы" и "Исследование значения и истины" Б. Рассела; "Избранное" Дж. Остина; "Избранные работы" Г. Фреге... Сегодня переведены, изданы, с той или иной степенью полноты прокомментированы и осмыслены основные достижения западного аналитизма (см. книги издательств "Гнозис", "Дом интеллектуальной книги" и др., философско-литературный журнал "Логос").

Интересно, что западная аналитическая философия обратилась к изучению обыденного языка и оказалась очень близкой литературоведению не только методом, но и предметом исследования (автор как создатель "картины" обыденного языка).

Интересно в этой связи вспомнить А. А. Потебню:

"Всякая наука коренится в наблюдениях и мыслях, свойственных обыденной жизни; дальнейшее ее развитие есть только ряд преобразований, вызываемых первоначальными данными, по мере того, как замечаются в них несообразности" (Потебня 1989: 58).

В России второй половины XX века аналитический способ мышления получил своеобразное воплощение прежде всего в Тартуско-Московской семиотической школе: русская семиотика "оказалась практически единственной гуманитарной областью бывшего СССР, получившей мировую известность" (Почепцов 1998: 5) (см.: Лотман 1994).

В отечественной лингвистике параллельно с переводом и публикациями западных аналитиков работала проблемная группа "Логический анализ языка" Института языкознания РАН, исследовавшая "культурные концепты", "модели действий", "ментальные действия", "язык речевых действий", "понятие судьбы" (М., 1991, 1992, 1993, 1994...).

Проблематику связи мышления и слова плодотворно продолжил современный философ и логик Артсег, книги которого – "Владелец вещи, или Онтология субъективности" (Йошкар-Ола, Чебоксары, 1993), "Трактат о “ценности”" (Йошкар-Ола, 1999) – положили начало русской аналитической философии.

"Ближайшей достоверностью того, что человек мыслит – и он может об этом знать, – есть то, что он пользуется словом" (Артсег 1993: 4),

пишет Артсег, выстраивая классификацию субъектов деятельности: практический, обыденный, эмпирический, теоретический, рефлектирующий, культурствующий; связывает человеческое мышление с предикативной функцией в суждении:

"Имя – предикат, имя – предикат, имя – предикат, и так далее, до бесконечности, – это и есть человеческое мышление"; <это и есть> "самый бурный и управляемый реактор на Земле" (Артсег 1993: 99–100, 277).

В контексте аналитической традиции автор становится предметом изучения аналитической филологии, синтезирующей философский, логический, лингвистический, психолингвистический, психологический аспекты изучения деятельности человека.

Так на наших глазах происходит оформление в единое предметное и терминологическое целое новой гуманитарной науки – Авторологии.

Постижение смысла ЛХП, его "идейно-художественного" содержания – дело читателя, обыкновенного, для которого и пишут писатели – беллетристы (прозаики), поэты, драматурги. Для такого читателя пишут и традиционные литературоведы, которые сами выступают в роли тоже читателя, но как бы более грамотного, чем обыкновенный, массовый читатель. Ориентация на "идейно-художественное" содержание предполагает более-менее целостный (всесторонний) анализ ЛХП, разъяснение, сообщение читателю дополнительных (по сравнению с ЛХП) сведений (биография писателя, история создания произведений, восприятие их в текущей критике). Любую докторскую диссертацию традиционного литературоведа после незначительной стилистической правки оказывается возможным поместить предисловием к популярному изданию произведений писателя.

Авторология – иное дело, у нее – свой предмет исследования. Кто есть человек? – в конечном счете, на этот вопрос отвечает авторолог, скрупулезно выстраивая разверстки объективации рецепторного восприятия человека, его рациональных способностей, эмоционального восприятия мира, способов владения словом.

Если традиционный литературовед дает интерпретацию содержания ЛХП, то авторолог конструирует автора, объективацию экзистенциальных сил человека. Если литературовед пишет для "читателя", то авторолог пишет для авторолога и специалистов смежных наук. Если работа литературоведа интересна всем, то авторолога – только "марсианам", решающим проблему: что есть земная цивилизация и человек, "марсианам", имеющим для решения проблемы только один факт – аналитическое высказывание авторолога.

Литература

Аверинцев, Роднянская 1978: Аверинцев С. С., Роднянская И. Б. Автор // Краткая литературная энциклопедия. – М., 1978. – Т. 9.

Артсег 1993: Артсег. Владелец вещи, или Онтология субъективности. – Йошкар-Ола, Чебоксары, 1993.

Барт 1994: Барт Р. Избранные труды. Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

Виноградов 1963: Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.

Власенко 1995: Власенко Т. Л. Литература как форма авторского сознания. – М., 1995.

Гумбольдт 1984: Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984.

Долинин 1985: Долинин К. А. Интерпретация текста (Французский язык). – М., 1985.

Драгомирецкая 1991: Драгомирецкая Н. В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX вв. – М., 1991.

Женетт 1998: Женетт Жерар. Фигуры: В 2 т. – М., 1998.

Ильин 2001: Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. – М., 2001.

Историческая поэтика 1994: Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994.

Карпов 1999: Карпов И. П. Проза Ивана Бунина: Книга для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей. – М., 1999.

Карпов. Авторология 2003: Карпов И. П. Авторология русской литературы (И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. М. Ремизов): Монография. – Йошкар-Ола, 2003.

Карпов. Любовь 2003: Карпов И. П. Любовь – первая, последняя, единственная (Тургенев, Шмелев, Чехов, Бунин): Пособие для учителя. – Йошкар-Ола, 2003.

Карпов. Словарь 2004: Карпов И. П. Словарь авторологических терминов. – 2-е изд., испр. и доп. – Йошкар-Ола, 2004.

Карпов. Визитка 2004: Карпов И. П. Визитка авторолога: Библиография. Словарь. Вита-тексты. – Йошкар-Ола, 2004.

Карпов. Чехов 2004: Карпов И. П. А. П. Чехов: Авторологические интерпретации. – Йошкар-Ола, 2004.

Карпов. Шмелев 2004: Карпов И. П. Шмелев в школе: Книга для учителя. – М., 2004.

Компаньон 2001: Компаньон Антуан. Демон теории. – М., 2001.

Корман 1972: Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972.

Корман 1992: Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы. – Ижевск, 1992.

Литературная ЭТП 2001: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – М., 2001.

Литературоведение как наука 2001: Литературоведение как наука: Труды Научного совета "Наука о литературе в контексте наук о культуре". Памяти Александра Викторовича Михайлова посвящается. – М., 2001.

Лотман 1994: Ю. М. Лотман и Тартуско-Московская семиотическая школа. – М., 1994.

Немецкое ФЛ 2001: Немецкое философское литературоведение наших дней: Антология. – СПб., 2001.

Потебня 1989: Потебня А. А. Слово и миф. – М., 1989.

Почепцов 1998: Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. – М., 1998.

Рымарь, Скобелев 1994: Рымарь Н. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. – Воронеж, 1994.

Смирнова 2001: Смирнова Н. Н. Теория автора как проблема // Литературоведение как наука. – М., 2001.

Теоретическая поэтика 2001: Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия / Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. – М., 2001.

Федоров 1984: Федоров В. В. О природе поэтической реальности. – М., 1984.

Фуко 1996: Фуко М. Воля к истине. – М., 1996.

Хализев 2002: Хализев В. Е. Теория литературы. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2002.

 

 

 

 

 

 

Найти на сайтах semiotics.ru

Hosted by uCoz