Post-Sемиотика

Учебно-справочно-научный портал по семиотике
"Хлеба, серебряные рыбы, Плоды и овощи простые..." (Осип Мандельштам)
Парадная дверь * Наведите курсор мышки на ссылку - всплывёт её описание
При оформлении всех страниц портала использованы элементы египетской фрески "Сцена охоты в Нильских зарослях">>>.

Письменный стол

Тамара Борисова

В поисках "Ж", "Z", "пред-", "пост-"
и прочего "другого"

(Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1998. - 384 с.)

Несмотря на обилие глагольных форм прошедшего времени в аннотации к этой книге ("Исследование вторичных моделирующих систем было областью междисциплинарной, куда входили теория культуры, религиоведение, мифология, фольклор, искусствознание, поэтика. В ней вырабатывалась своя "научная парадигма", свои методы точного и строгого описания материала. Сформировавшийся здесь подход к гуманитарному знанию во многом определил направленность последующего научного развития. Труды ученых "московско-тартуской школы" имели значительный международный резонанс и переведены на многие языки"), слухи о "смерти" этой школы смело можно назвать "несколько преувеличенными".

Особенно это актуально для наших "практиков и теоретиков культуры", большинство из которых "давно прошедшее" (через сознание мирового научного сообщества) по-прежнему считает "враждебным будущим". Как и генетику, "продажную девку империализма", семиотику многие из них воспринимают лишь как вредную (в лучшем случае ненужную) заумь.

И все же, наверное, еще не поздно расстаться с любимым занятием, описанным в пословице, и попытаться догнать ушедший караван. Тем более, что он очень большой, а значит, заметный - даже из нашего "прекрасного далека".

Книга, в которую вошли статьи, эссе и мемуары непосредственных участников или близких наблюдателей этого яркого научного явления, драматургически организована. Она состоит из четырех частей и приложения, каковые можно назвать "многослойными драматургическими построениями". Так, например, если попытаться сделать строго научный, типологический срез, то окажется, что в структуре книги соблюдены хронологические, "идеологические", "территориальные" и т.п. каноны академического сборника (см., например, названия статей: "Из истории ранних этапов становления структурного метода в гуманитарных науках славянских стран" Вяч.Вс.Иванова, "К проблеме генезиса тартуско-московской семиотической школы" Б.А.Успенского, "В поисках "другого". (Французская и восточно-европейская семиотика на рубеже 1970-х годов)" Б.М.Гаспарова), "Восприятие тартуско-московской семиотической школы в Италии" М.де Микель, "Московско-тартуская семиотическая школа во Франции. (Будет ли переиздана в Париже "Структура художественного текста"?" Е.И.Балаховской и т.п.). Если же последовать пушкинскому призыву судить произведение по законам, им же самим для себя созданным, и рассмотреть структуру сборника как "структуру художественного текста", то можно обнаружить все те разноуровневые (лексические, синтаксические, фонетические) повторы, о которых писал Ю.Лотман, увидеть результаты действия закона эквивалентности разных (на первый взгляд, разнородных) единиц текста.

А чего стоит милая сердцу антрополога-структуралиста, а также - опосредованно, через любовь-ненависть - и сердцу постструктуралиста (А.К.Жолковский так вообще очень удачно назвал первую главку своей статьи "Ж/Z-97": "Ж/Z: Заметки бывшего пред-пост-структуралиста") кольцевая структура второй части книги:

Б.М.Гаспаров. Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен.

Б.М.Егоров. Полдюжины поправок к научной статье Б.М.Гаспарова.

О.Г.Ревзина, Г.И.Ревзин. Некоторые со-мнения по поводу статьи Б.М.Гаспарова.

Ю.И.Левин. "За здоровье Ее Величества королевы английской!".

Ю.М.Лотман. Зимние заметки о летних школах.

И.А.Чернов. Тартуская школа: извне и изнутри.

Б.М.Гаспаров. Почему я перестал быть структуралистом?

"Напряженный диалог" - борьба мнений, научных пристрастий разных людей - слышится в этой захватывающе интересной книге. Стоило Б.Гаспарову заговорить о герметичности школы, как он тут же получил "полдюжины поправок" (к счастью, не в "спину", как революция, и вдвое меньше к тому же) от Б.М.Егорова. Правда, поправки были тяжелые (веские). Одна из них - с именем самого Юрия Михайловича Лотмана на устах: "Ю.М.Лотман <...> уже сравнил эзотерическую насыщенность в работе Б.М.Гаспарова с трактовкой путешественником постоянного голода туземцев как "специфического ритуала их страшной религии". (Правда, оговоримся, Б.М.Гаспаров не был там чужаком, он и сам туземец; но, видимо, он-то как раз благодаря своим склонностям добровольно "голодал"). Ю.М.Лотман справедливо подчеркнул просветительскую, а не герметическую направленность тартуской школы семиотиков. Я бы добавил к этому еще следующее. Добрая половина представителей школы (не только тартуанцев, но и москвичей, ленинградцев, рижан и т.д.) были вузовские работники, которые стремились внедрять свои методы и выводы в практическое преподавание, приобщали коллег, аспирантов, студентов к своей "религии". Эту "поправку", однако, продолжая "туземные" аналогии, можно назвать бумерангом: разве "страшная религия" не может возникнуть под влиянием голодания - и разве она не может превратиться в традиционную - диктующую - модель? Так, например, другой автор сборника, М.Л.Гаспаров, давший своей статье симптоматичное название "Взгляд из угла", подтверждает мнение своего коллеги: "С Борисом Михайловичем Гаспаровым мы сверстники, и ту научную обстановку, от которой хотелось отгородиться и уйти в эсотерический затвор, я помню очень хорошо. Но мне не нужно было даже товарищей по затвору, чтобы отвести с ними душу: щель, в которую я прятался, была одноместная. Мой взгляд на Тартуско-Московскую школу был со стороны, верней, из угла. Из стиховедческого". (Немногим ранее, в начале статьи М.Л.Гаспаров рассказал о том, как стал участником первой конференции по семиотике в 1962 году: "... я получил приглашение в ней участвовать. Это меня смутило. Слово это я слышал часто, но понимал плохо. Случайно я встретил в библиотеке Падучеву, мы недавно были однокурсниками. Я спросил: "Что такое семиотика?". Она твердо ответила: "Никто не знает". Я спросил: "А ритмика трехударного дольника - это семиотика?". Она так же твердо ответила: "Конечно!". Это произвело на меня впечатление. Я сдал тезисы, и их напечатали"). Но он же не отрицает и обратного: "Казалась ли эта школа эсотерической ложей или просветительским училищем? И то и другое".

А чтобы привести такие же веские ("весомые") доказательства, "эквивалентные" "весу" нашей первой поправки, найдем - у Лотмана же - и контраргумент: "Тут тоже бой на шпагах: описание стремится победить реальность, а реальность стремится разрушить описание". Или еще: "И тут я бы историю тартуской школы представил не как согласованную игру на одном инструменте, а как сложный оркестр, где разные инструменты исполняют различные партии".

 Последнее высказывание в полной мере относится к художественной структуре описываемого нами научного сборника, представляющего собой "вторичную моделирующую систему" в квадрате (а может, уже и в кубе или вообще в какой-нибудь энной степени). Потому что, став мифом, тартуско-московская семиотическая школа его рамками не ограничилась, поскольку, по выражению И.А.Чернова, "школа не исчерпает себя никогда, ибо ее семя попало за грань собственной мифологемы".

 

 

 

 

 

 

Найти на сайтах semiotics.ru

Hosted by uCoz