Post-Sемиотика

Учебно-справочно-научный портал по семиотике
"Хлеба, серебряные рыбы, Плоды и овощи простые..." (Осип Мандельштам)
Парадная дверь * Наведите курсор мышки на ссылку - всплывёт её описание
При оформлении всех страниц портала использованы элементы египетской фрески "Сцена охоты в Нильских зарослях">>>.

Короб третий

Игорь Карпов

Маргиналки

Из готовящейся к публикации книги

"Витальный текст Игоря Карпова: Маргиналки: Избранное"

(Продолжение)
Вернуться к первой странице
Закачать весь текст в формате zip (37 кб)
Получить весь текст по электронной почте

Великие сплетники русской литературы

1996
Ингве Н. Олбери. Великие сплетники русской литературы (Н. С. Лесков и другие). <М., 1996>.
Предисловие.

Эта книга, составленная из статей Ингве Н. Олбери, написанных на французском и финском языках... непонятно какого жанра.

Может быть, строгое "исследование", а, может быть, и свободное эссе. Факт тот, что это - что-то очень серьезное, а, может быть, просто что-то очень несерьезное, сборник сплетен о писателе, самого писателя, всего, что он слышал и включил в свои произведения. И попробуй пойми каких - жизненных или литературных. Короче, сплошное о-о-о-о...

Такое ощущение, что автор не просто воссоздавал эпоху второй половины XIX века, жизнь Лескова, но был рядом с ним, слышал все его частные беседы с людьми. Чего стоит только "добавки": что сказал "голштинский русский царь" - после чтения Б. М. Маркевичем "Запечатленного ангела" - генерал-адъютанту С. Е. Кулешову, в расчете на передачу зимнедворцовского мнения автору (Лескову) и что было сказано после того, как чтец и генерал-адъютант удалились, - наедине своей "гессенской" супруге...

Что осталось в текстах Олбери не прокомментированным? Это загадка для всех лесковедов.

Но есть загадки и для "просто читателя": откуда автор, живущий в Париже, свободно владеющий французским, финским, шведским и русским языками (хотя некоторое время живущий и в России, копающийся в наших библиотеках и архивах, общающийся с лесковедами и лесковедками), почерпнул столько знаний, столько реалий нашей русской обыденной, общественной и литературной жизни?

Надеюсь на помощь и специалистов, и "просто читателей".

В следующее издание книги обещаю включить все присланные материалы, в которых уточняются и дополняются как реалии, требующие комментирования, так и "мнения" и "исследования", касающиеся затронутых в книге проблем.

И - честно! - поделюсь гонораром.

Автор от гонорара отказался - в пользу "новых нищих русских" филологов.

Редактор-составитель и комментатор И. П. Карпов

Послесловие

Пожалел я Ирму Павловну Видуэцкую, Ирину Васильевну Столярову и других - не показал им рукописи Олбери (когда книгу "завалила" Терра), а то бы они бросили издавать тридцатитомник Лескова и взялись бы за комментирование олбиринских фантазий. Что ж комментировать по книгам, журналам, газетам, личным архивам... печатное - по печатному. Разве так великого сплетника прокомментируешь!

Писатель и сопутствующие

6.03.1997
Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989.

"За столом Марья Федоровна, сидевшая рядом с ним (Горьким. - И. К.), не позволяла ему буквального ничего делать, даже чистила для него грушу, что мне не понравилось, и я дала себе слово, что у нас в доме ничего подобного не будет, тем более, что она делала это не просто, а показывая, что ему, великому писателю, нужно служить. Раз она спросила меня:

- Сколько лет вы служите Ивану Алексеевичу?" (с. 443).

Это - точно. Писатель - самодостаточен. Ему рядом постоянно, на долго, никто не нужен. Он живет в своем мире. Ему нужны только сопутствующие - влюбленные в него - или слуги.

Серебряный век: возрождение или...

6.04.1997

Серебряный век: Мемуары. М., 1990.

Жизнь - как солнечное утро ранней весной. Сколько бы вчера ни было сумрачно, дождливо, по-зимнему, по-осеннему, сегодня - солнечно. Надежда, вера, любовь.

Солнце сквозь кресты на церкви Михаила Архангела.

Лужа в ледке. Постоять, посмотреть, тронуть ногой, вспомнить детство.

Вчера был злой день, злой по внутреннему состоянию, поэтому, вероятно, я и ополчился на серебряный век.

Бог с ними, с серебряными и их толкователями.

У них - серебряный, а у меня - солнечный, ранневесенний.

За нечаянно...

5.04.1997
Розанов В. В. Мимолетное. М., 1995.

Надоели все. Вспомнилось из Розанова:

"Дело в том, что не только Гоголь один, но вся русская литература прошла мимо Сергия Радонежского. Сперва, по-видимому, нечаянно (прошла мимо), а потом уж и нарочно, в гордости своей, в самонадеянности своей.

А он (Сергий Радонежский) - есть" (с. 146).

Нечаянно... В нашем детстве: за нечаянно - бьют отчаянно.

...И осуетились

27.04.1997
Библия

И грехи свои тяготят. И о писанине своей думается...

"Пошли за суетою и осуетились" (Иер. 2: 9).

Верлибр

3.05.1997
Сидур. Музей, верлибр, фестиваль.

Иду. В голове - мысль в кармане: тиски - крепкие, стальные, изо всей силы закрученные.

Присматриваюсь: что-то зажато, плазменное, что-то в ней, в щелке, движется.

Присматриваюсь: что-то вылетает из слева, мгновение крутится - исчезает куда-то в вправо.

Присматриваюсь: человечки, вылетает - младенец, крутится - взрослый, крутится - старец.

Понимаю: это между жизнью и смертью.

Присматриваюсь: внутри еще тиски, и еще, и еще... И чем глубже присматриваюсь, тем умопомрачительнее верчение...

Жизнь долго - кому-то, жизнь мгновение - кому-то.

Берусь за железную ручку - дозакрутить, изо всей силы.

Изнанка лица, культурологемная

10-15.05.1997
Чуковский К. От Чехова до наших дней. Литературные портреты. Характеристики.
3-е изд., испр. и доп. СПб., 1908.
Садовской Б. Ледоход: Статьи и заметки. Пг., 1916.

Чуковский:

"Каждый писатель для меня вроде как сумасшедший.

Особый путь помешательства есть у каждого писателя, и задача критики в том, чтобы отыскать этот пункт" (с. 10).

А у критика должен быть свой пунктик?

* * *

Садовской - Лермонтов:

"Всех своих героев Лермонтов щедро наделил своими же собственными страстями. Любопытно проследить, как, начав с безобразного Вадима, он кончает прекрасным Демоном" (с. 24).

Объективация - общая мысль, но никто ее не раскрутил структурно и концептуально.

* * *

Садовской - Гоголь:

"Незлобиво-грустный смех Гоголя <...> превратила в угрюмый язвительный хохот, задушевное восклицание нежного поэта "скучно на этом свете, господа!" выросло в целый боевой лозунг..." (с. 123).

Как все перевирается в культуре, как можно все вывернуть наизнанку и наизнанку эту преподнести как лицо.

Читать следующую страницу
Вернуться к первой странице
Закачать весь текст в формате zip (37 кб)
Получить весь текст по электронной почте

 

 

 

 

 

 

Найти на сайтах semiotics.ru

Hosted by uCoz