Парадная дверь Дверь в кабинет Дверь в библиотеку Дверь на кухню Галерея предков Витая лестница Лесенка на антресоль Милый шкаф Письменный стол Зеленая лампа Диванчик на двоих Короб третий Мансарда Окно на улицу Ворота на улицу Калитка в сад Беседка Ротонда Скамейка у реки Оранжерея Зимний сад Регулярный сад Сад расходящихся тропок Волшебный грот Фонтанчик Список кораблей Карта портала Почтовый ящик * Наведите курсор мышки на ссылку - всплывёт её описание

При оформлении всех страниц портала использованы элементы египетской фрески "Сцена охоты в Нильских зарослях">>>.

Пруд

Что такое Post-Sемиотика?

Во-первых, это Портал по Семиотике. Во-вторых...>>>

А почему именно портал? И чем он отличается от сайта? На мой взгляд...>>>

И почему по всем страницам портала "невозбранно" плавают рыбы? "Откуда, мол, и что это за... зоологические новости?" И вовсе они не зоологические (хотя есть и зоосемиотика), а самые что ни на есть семиологические.

Дело в том, что рыбы - замечательнейший, просто невероятный по эстетической силе и значимости образ, позволяющий передать одновременно идею текучести, неуловимости предмета семиотики - и идею "всепронизанности" нашего мира семиотикой. Свободно "плавая" по разным эпохам и культурам разных народов, то пронзая многовековую толщу, то выходя на поверхность современности, эти таинственные существа тем самым "прошивают" и "сшивают" неисчислимые слои колышущегося, как воды мирового океана, ноосферного "покрывала"... Это свободное и на первый взгляд хаотичное скольжение открывает внимательному взору структурное единство всего сущего, выявляя глубинный смысл предметов, явлений и событий...

Судите сами: "наши" рыбы приплыли из Древнего Египта, страшно подумать - аж из 15 века до новой эры... И одновременно это один из распространённых христианских символов, "держащих" на себе множественные "опорные смыслы" мировой культуры. Рыб можно встретить на полотнах художников, в текстах стихотворений... Они входят в наше сознание как древнейшие архетипические образы, потому что мировой океан фило- и онтогенетически - наша родина, а следовательно - "родина" нашей психики. Так сошлись в рыбах Древний Египет и христианство (про чью "комплементарность" хорошо знал Осип Мандельштам: говоря о строении готического собора в стихотворении "Notre Dame", Мандельштам передаёт идею сочетания в нём двух противоположных, но не взаимоисключающих, а как раз взаимодополнительных смыслонесущих начал, выявляющих его конструкцию:

Но выдаёт себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес).

Этим всемогущим царём-"отвесом" и является семиотика - наука, "взвешивающая" и сопоставляющая смыслы.

Мандельштам идёт ещё дальше, ещё точнее определяет идею "свободного плаванья" по водам смысла (переводя на язык семиотики - выявления "дискурсивных и семиотико-нарративных структур") - в другом стихотворении, "Нашедший подкову (Пиндарический отрывок)":

Под солёною пятою ветра устоит отвес, пригнанный к пляшущей палубе,
И мореплаватель,
В необузданной жажде пространства,
Влача через влажные рытвины
Хрупкий прибор геометра,
Сличит с притяженьем земного лона
Шероховатую поверхность морей.

Итак, теперь нам ясны "предмет и задачи" семиотики: сличать "с притяженьем земного лона" "шероховатую поверхность морей"... То есть (говоря "посконным семиотическим языком") выяснять и выяснять отношения между фенотекстом и генотекстом, текстуальностью и интертекстуальностью, структурализмом и постструктурализмом, "конструкцией" и "деконструкцией", Соссюром и Пирсом, семиотикой и семиологией - и т.д., и т.п., и пр., и др. ...

Вот, собственно, в чём и заключается основное предназначение этой науки - "простое, как правда": всего лишь говорить "да" и "нет":
(оттуда же)
Воздух бывает тёмным, как вода, и всё живое в нём плавает, как рыба,
Плавниками расталкивая сферу,
Плотную, упругую, чуть нагретую, -
Хрусталь, в котором двигаются колёса и шарахаются лошади,
Влажный чернозём Нееры*, каждую ночь распаханный заново
Вилами, трезубцами, мотыгами, плугами.
Воздух замешен так же густо, как земля, -
Из него нельзя выйти, в него трудно войти.

Шорох пробегает по деревьям зелёной лаптой,
Дети играют в бабки позвонками умерших животных.
Хрупкое летоисчисление нашей эры подходит к концу.
Спасибо за то, что было:
Я сам ошибся, я сбился, запутался в счёте.
Эра звенела, как шар золотой,
Полая, литая, никем не поддерживаемая,
На всякое прикосновение отвечала "да" и "нет".
* Неера в античной мифологии - дочь Океана, возлюбленная Гелиоса (Солнца).

Ну и стало быть, что, дорогой читатель, - поплыли?

Тамара Борисова

 

 

 

Портал основан в ноябре 2004 года

Главный редактор Тамара Борисова

Консультант Анна Беликович

© Тамара Борисова, 2004 г. Идея, название, концепция, дизайн, структура, наполнение, вёрстка, редактирование, поддержка ресурса

© Андрей Володин, 2004 г. Хостинг, техническая поддержка, интеллектуальное сотрудничество
(сайт "Семиотика и семиосфера")

© Авторы текстов

© Авторы идей

Это наша кнопка:

POST-СЕМИОТИКА - учебно-справочно-научный портал по семиотике

Все авторские права сохранены. При перепечатке материалов в неизменённом виде требуется только указание фамилии автора, названия статьи и ссылка на "POST-СЕМИОТИКУ". В случае же внесения каких бы то ни было изменений в текст ("вплоть до запятой") необходимо обязательное согласие редакции и разрешение автора. В свою очередь, мы гарантируем своим авторам полную неприкосновенность их текста на страницах портала. Абсолютно все изменения, которые редакция "PS" хотела бы внести в авторский текст исключительно из соображений грамматики или стилистики, в обязательном порядке согласовываются с автором

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz